Стр. 115 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Глеб Ивашенцов
114
венных стран региона Индийского океана, таких как Мьянма, Бан-
гладеш, Мальдивы, Шри-Ланка, Пакистан и др., не остались без
внимания со стороны США. Эксперты американской консалтинго-
вой фирмы «Booz Allen Hamilton» (в ней, кстати, одно время под-
визался небезызвестный Э.Сноуден) в подготовленном в январе
2005 года по заказу Департамента обороны США докладе интерпре-
тировали их как китайскую стратегию военного освоения региона
Индийского океана. Янки дали этой стратегии название «нить жем-
чуга», которое запустили в оборот международных СМИ. То обсто-
ятельство, что ни китайские официальные лица, ни китайские жур-
налисты никогда термина «нить жемчуга» в публичных материалах
не употребляли, давало иностранным комментаторам повод гово-
рить о крайней секретности данной стратегии.
Китай, в свою очередь, настойчиво проводит мысль, что в отноше-
нии Индийского океана, как и на других направлениях, он преследует
прежде всего экономические цели. Председатель КНР Си Цзиньпин,
выступая в октябре 2013 года в парламенте Индонезии, провозгласил
концепцию «Морского шелкового пути» в дополнение к ранее сде-
ланному им в столице Казахстана предложению создать экономиче-
ский пояс «Шелковый путь», проходящий по суше.
В первоначальном плане «Морской шелковый путь» означал сов-
местную работу по развитию морской инфраструктуры, прежде все-
го портов, применительно к государствам АСЕАН. Последующее
обращение китайских руководителей к этой теме в диалоге с глава-
ми стран Южной Азии - Шри-Ланки, Индии и др. - показало, что
в понимании Пекина «Морской шелковый путь» представляет го-
раздо более масштабный проект, охватывающий пространства как
Тихого, так и Индийского океанов. Западные пропагандисты сразу
же отреагировали тезисом о том, что «Морской шелковый путь» -
это та же «нить жемчуга», с помощью которой китайцы стремятся
поставить под контроль своих ВМС порты от Южно-Китайского до
Аравийского моря.
По замыслу Пекина, Морской шелковый путь должен пройти от
Малаккского пролива к Индии, от нее к Кении, затем, повернув на
север, обогнуть Африканский Рог и через Красное море и Суэцкий
канал войти в Средиземное море, чтобы сомкнуться с сухопутным
Шелковым путем в Венеции.
Китай предоставляет средства на развитие Морского шелкового
пути. Китайские компании уже работают над портовыми проекта-