Стр. 112 - 01

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2015
Индийский океан: в игру включаются новые игроки
111
Что касается Нью-Дели и Пекина, то у них обоих стремление со-
здать мощный океанский флот, несомненно, во многом предопреде-
ляется исторической памятью. На протяжении веков и в Индию, и
Китай по суше приходило немало захватчиков, но всех их рано или
поздно оба древних великих государства «выстраивали под себя».
Однако в столкновении с приплывшими из-за морей западными ко-
лонизаторами Индия - полностью, Китай - частично утратили свою
независимость. Память об этом заставляет и Нью-Дели, и Пекин со-
здавать сегодня надежную линию морской обороны.
Однако для Индии и Китая с их быстро растущей экономикой
крайне важно защитить свою экономическую безопасность, которая
в обоих случаях в огромной степени зависит от импорта энергети-
ческих ресурсов. Индия за счет импорта удовлетворяет 38% своих
потребностей в энергоресурсах
4
. Нефть, сжиженный газ, уголь из
стран Ближнего Востока, Африки, Австралии, Индонезии поступа-
ют к ней морским путем по Индийскому океану. Для Китая показа-
тели еще более драматичны. Согласно обнародованному Государст-
венным советом КНР плану энергетического развития в период 12-й
пятилетки, в 2015 году зависимость Китая от импорта нефти будет в
пределах 61%
5
. К 2020 году доля китайского нефтяного импорта вы-
растет до 80% (450 млн. тонн). Около 90% этого импорта доставля-
ется морем: из Персидского залива поступает 43% нефти, из Крас-
ного моря - 6%, из Африки - 19%
6
. Китай сейчас - главный инвестор
в развитие иракских нефтяных месторождений, а также нефтедобы-
чи в Судане и Анголе. Китай не может обойтись без морских комму-
никаций в Индийском океане также для доставки своих товаров на
европейский рынок.
Примечательно и поступательное развитие торговли в «треуголь-
нике» Индия - страны Юго-Восточной Азии - Китай. Проводимая
Нью-Дели с начала 1990-х годов политика «Look East» («Гляди на
Восток»), нацеленная на все большую интеграцию Индии с Восточ-
ной и Юго-Восточной Азией, уже обеспечила ежегодный товаро-
оборот ее торговли со странами АСЕАН приблизительно в 80 млрд.
долларов
7
и с Китаем около 66 млрд. долларов
8
.
Все это объективно предопределяет во многом общую заинте-
ресованность Индии и Китая в безопасности проходящих через
Индийский океан транспортных путей. Обеспечение такой без-
опасности совместными усилиями военно-морских сил всех заинте-
ресованных государств - насущная потребность.