«Международная жизнь»
Будапешт-2017
22
лишь последние десять лет, оспорима. Ложная информация всегда была,
есть и будет. Не было такого времени, такой ситуации, чтобы не было про-
тивостояния и манипуляций. Манипуляции были со всех сторон в услови-
ях постоянного соревнования, конкуренции за внимание. Для этого созда-
ется международная система массмедиа. Отмечу два момента.
Первое - потеря контроля над информацией. Исторически и поли-
тики, и издатели, и владельцы каналов всегда думали, что они могут
контролировать ситуацию. Но новое положение дел, в частности в сфе-
ре интернет-СМИ, заключается в том, что ни ты, ни твой противник не
могут полностью контролировать информационные потоки.
Начинается открытое соревнование за информацию в виртуальной
среде. И чем больше ты врешь, тем больше у тебя появляется самоуверен-
ности, что ты будешь услышанным. Слушают тех, у кого громче и ярче го-
лос. Я сопоставил европейские и российские источники онлайн-каналов
спустя 12-15 часов после какого-то значимого события. Подача информа-
ции была примерно одинаковой: все наполовину врали. Не потому что
они были некорректными, просто по ситуации все источники изложили
случившееся без контроля. Спустя день эти же каналы признались, что
все, что они изложили накануне, ложь. Например, неправильное количе-
ство погибших и раненых в случае терактов.
Второй момент, который связан с моими исследованиями. Я пытался
сопоставить количество журналистов в странах бывшей советской Цент-
ральной Европы и сейчас. Получается очень интересная картина. В стра-
нах до 1989 года, так как агитпроп контролировал большую часть масс-
медиа, было очень много государственных журналистов, относительно
хорошо оплачиваемых в более-менее равных условиях. После 1989 года
во всех четырех странах Центральной Европы количество журналистов
начинает падать.
Затем приходят журналисты нового поколения. Молодые люди меч-
тают попасть в журналистику, поступают на факультеты массмедиа,
готовятся к чему угодно, не совсем четко представляя себе, что это та-
кое. Начинается колоссальное давление новых людей на массмедиа.
В результате резко создается избыток журналистов на информацион-
ном рынке, повышается конкуренция и «борьба за территорию», и люди
начинают искать и принимать ту сторону, которая им больше платит.
Платят и западные, и пророссийские, как государственные, так и него-
сударственные структуры. Структуры новой массмедиа не любят ней-
тральность, скромность, взаимопонимание. Если сторона платит, я ее по-
нимаю и принимаю, если нет - я с ней в конфликте.