«Международная жизнь»
Ольга Егорова, Александр Моисеев
172
разработала план превраще-
ния выгоревшей части города
в единый архитектурный ан-
самбль. Работу комиссии воз-
главил князь Михаил Дмит-
р и е в и ч Ци ц и а н о в . Ем у
подчинялись чиновники и
архитекторы, включая зна-
менитых градостроителей
О.И.Бове, В.П.Стасова, До-
менико Жилярди, В.И.Гесте и
многих других. В число вновь
возводимых зданий вошел и
Манеж, так что своим появле-
нием он в некотором смысле
«обязан» опустошительному
пожару Москвы 1812 года.
Изве стно , что импера -
тор Александр I в 1816 году
принял решение переехать на целый год из тогдашней столицы
Санкт-Петербурга в Москву и перенести туда же свой двор, что-
бы личным присутствием ускорить и активизировать строитель-
ные работы в первопрестольной. Кроме того, для празднования
победы над Наполеоном и проведения парада войск требовалось
специальное помещение - экзерциргауз, где мог бы развернуться
целый полк солдат в 2 тыс. человек, причем как пеших, так и кон-
ных. Мода на такие сооружения, в которых военные могли трени-
роваться в зимнее время и в периоды непогоды, пришла из Герма-
нии. Позднее немецкое название заменили на более благозвучное
и простое в произношении, французское, - «манеж».
К 1816 году в России подобные помещения для военных упраж-
нений уже существовали, но все они были небольших размеров
и находились в Петербурге и некоторых других городах. В Мо-
скве же таковые просто отсутствовали. Вот и возникла в царском
окружении идея в 1816 году возвести такой экзерциргауз рядом с
Кремлем, а точнее, вблизи Боровицкого моста. Однако после об-
следования местности и в ходе подготовки проекта строительство
было перенесено на Моховую площадь.
Автор проекта инженер Августин де Бетанкур