Декабрь, 2016
Фактор национальной идентичности в современной Франции
77
В дальне шем, в 2010 году в Гренобле, Саркози развивал эту тему:
«Наконец, и я должен об этом сказать, мы пожинаем сегодня плоды
50 лет неконтролируемо иммиграции, приведше к провалу полити-
ки интеграции… Когда-то она работала. Сегодня - нет. Это невероят-
но, но молодые люди второго и третьего поколени чувствуют себя
в меньше степени французами, чем их родители»
19
. В ново про-
грамме Саркози, озвученно в Лилле 8 июня 2016 года, тема иден-
тичности занимает центральное место: «На протяжении десятилети
интеграция означала для вновь прибывшего на территорию Франции
обязательство раствориться в национальном сообществе, перенять
язык, культуру, нравы. Меньшинство интегрировалось в большинство
и становилось, в свою очередь, частью коллективно памяти и исто-
рии. Но потом порядок веще поменялся. Мы начали говорить канди-
датам на въезд на нашу территорию: «Мы примем вас такими, какие
вы есть. Это мы будем адаптироваться под вас». Интеграция отныне
означает: большинство будет адаптироваться под меньшинства, пе-
ренимать их язык, ценности и нравы»
20
. По сути, Саркози как раз и
говорит об опасности перехода к инклюзивному подходу в миграци-
онно политике и обвиняет в этом правящую элиту, о «тирании мень-
шинства», о «коммунитаризме», набирающем силу. В противовес в
качестве главно идеи он выдвигает «нацию», с ее общественным ин-
тересом и республиканскими ценностями.
Итак, Саркози первым из представителе двух крупне ших пар-
ти решился поставить идентичность (в узком, этноконфессио-
нальном смысле) в центр политических дебатов. Сегодня же, по
прошествии девяти лет после его речи в Тулузе, идентичность уже
не просто вписана в программы других политических лидеров, но
и становится определяюще темо в политическо борьбе. Так, на-
пример, на прошедших в ноябре 2016 года пра мериз французских
правых и центристов считавши ся фаворитом Ален Жюппе проиг-
рал Франсуа Фи ону во многом из-за того, что в отличие от сорат-
ников по партии «Республиканцы» выступает за продолжение не-
популярно в обществе политики мультикультурализма. В то время
как Фи он, напротив, стоит на консервативных позициях и даже не
стесняется употреблять термин «ассимиляция»: «Я хочу, чтобы ино-
странцы, приезжающие в нашу страну, интегрировались, ассимили-
ровались и уважали наше культурное наследие, поскольку во фран-
цузском обществе сегодня есть глубокое и очень сильное желание
сохранить наши ценности и нашу форму идентичности»
21
.