Стр. 59 - V

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2016
Военная реформа в КНР...
57
тическо стабильности в КНР. По ряду оценок, ЦВС сложился как
своего рода запасно орган высше власти в стране в случае раз-
ного рода кризисных ситуаци , в которых эффективная в бескри-
зисно ситуации система власти уже не срабатывает. Такая роль
ЦВС (и больших военных округов, о которых речь по дет далее),
возможно, отражала опасения руководства Китая какого-то периода
развития КНР в нове ших условиях относительно того, что КПК в
кризисных условиях может утратить де-факто роль ведуще силы в
стране. На подобные предложения мог указывать глубоко прорабо-
танны в Китае после распада СССР опыт развития политическо
системы Советского Союза в последние годы его существования.
В соответствии с Законом об обороне 1997 года, ЦВС подчинена
Народная вооруженная полиция КНР (эквивалент росси ских внутрен-
них во ск Министерства внутренних дел РФ, трансформированных
недавно в во ска национально гвардии России, автономную органи-
зацию, подчиняющуюся непосредственно Президенту РФ), а также
во ска народного ополчения. Эти формирования находятся под нача-
лом непосредственно председателя ЦВС, а де-факто - eгo заместите-
ля по ЦВС. Вместе с НОАК КНР НВП и во ска народного ополчения
в соответствии с этим законом образуют вооруженные силы КНР
20
.
Членами ЦВС КНР (и ВС ЦК КПК) долгое время оставалось ог-
раниченное число лиц. Помимо самого председателя, это замести-
тель председателя ЦВС (иногда два заместителя), министр оборо-
ны КНР, начальник Главного политуправления НОАК, начальник
Генерального штаба НОАК, начальник вооружени НОАК и на-
чальник тыла НОАК, главкомы ВВС и ВМС НОАК. В некоторые
периоды в состав ЦВС входили также и заместители начальника
Главного политического управления. Как правило, несколько чело-
век из состава ЦВС были членами Политбюро ЦК КПК, осталь-
ные - членами ЦК КПК. Все они имели высшее воинское звание
в КНР - генерал-полковник (трехзвездны генерал). В результате
нынешне реформы состав ЦВС (и Военного совета ЦК КПК) бу-
дет, вероятно, несколько иным.
В большинстве случаев министр обороны в кита ско системе
стратегического управления не обладал (и не обладает) полномо-
чиями, аналогичными тем, которые есть у руководителе ведомств
многих других стран (в том числе России и США). Будучи обычно
членом Госсовета КНР, министр обороны, как правило, прежде все-
го выполняет представительские функции на международно арене