«Международная жизнь»
Андрей Кокошин
50
Внутри руководства КПК, в высшем командном и политическом
составе НОАК шли активные дебаты о том, каким путем должны
развиваться в новых условиях вооруженные силы государства, сде-
лавшего серьезне шую заявку на роль второ сверхдержавы.
Сообщается о том, что было проведено 860 семинаров и форумов
с участием военных и гражданских специалистов, опрошены около
700 часте различных видов НОАК, учтены мнения 900 командиров
и командующих, штабных работников, политработников
4
.
Кита ские специалисты отмечают, что при подготовке воен-
но реформы в КНР активно исследовался опыт США и недавни
опыт реформирования Вооруженных сил России, а также деталь-
но оценивался собственны кита ски опыт в это сфере. В том
числе была проделана масштабная и глубокая работа по изучению
истории и теории во н и военного искусства, по сравнительно-
му анализу систем политико-военного и военно-стратегического
управления (руководства) различных стран и различных периодов
истории. Кита скими специалистами переведено большое число
исследовани зарубежных военных и гражданских экспертов по
этим вопросам, которые активно используются в отработке вопро-
сов военно реформы тысячами генералов и офицеров, граждански-
ми работниками аппарата Военного совета ЦК КПК, других орга-
нов ЦК КПК.
Немаловажную роль в разработках кита ских ученых и специа-
листов играет исследование феномена революции в военном деле
во всех ее измерениях. В том числе большое внимание кита ских
военачальников и экспертов привлекли усилия руководства Мино-
бороны США в 2014-2016 годах по концептуализации и реализации
так называемо «третье стратегии компенсации». (С высоко сте-
пенью вероятности можно ожидать, что реализация это стратегии
может еще больше снизить уровень стратегическо стабильности
5
.)
Один из центральных вопросов, которы , по-видимому, стоял пе-
ред парти но-государственным руководством, когда рассматривал-
ся вопрос о глубине военно реформы (особенно о замене больших
военных округов на объединенные командования), - каково должно
быть соотношение возможносте вооруженных сил, с одно сторо-
ны, по обеспечению более эффективного использования военно
силы во внешнеполитических интересах, а с друго - по сохране-
нию роли НОАК в решении внутренних задач, особенно в условиях
потенциальных внутриполитических кризисов.