Стр. 130 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Братислава-2016
128
ВОСПРИЯТИЕ РОССИИ И РОССИЯН В ЗАПАДНЫХ СМИ:
ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ И... ОТ НЕНАВИСТИ ДО ЛЮБВИ?
Ярослав СКВОРЦОВ,
декан факультета международной журналисти-
ки МГИМО МИД России:
Осознание исторических уроков поможет
нам найти правильные ответы на те вопросы, которые мы сегодня
ставим. Спорт, к сожалению, стал политикой. Вспомним Олимпиаду-80
в Москве. Улетающий медвежонок, слезы на глазах у иностранных го-
стей и очень доброе восприятие события, которому предшествовала
жесткая идеологическая борьба. В тот момент Олимпиада - этот ин-
формационный повод - показала, что страны, находящиеся по разные
стороны идеологических баррикад, могут находить общий язык, об-
щие интересы.
Еще одна Олимпиада в Сочи - Белая олимпиада в России. Мы помним,
какие идеологические дискуссии велись по этому поводу. Помню исто-
рию с сочинскими собаками, когда некоторые коллеги считали, что орга-
низаторы, убрав всех бездомных собак, повели себя неправильно. Но это
не соответствует действительности. Тема моего выступления - «Западные
СМИ и Россия: от любви до ненависти и от ненависти до любви». Исто-
рия идет не по кругу, а по спирали, поднимаясь на новый виток. Ин-
формационные поводы, казалось бы далекие от идеологии и политики,
становятся именно идеологическими и политическими.
Мне кажется, что современные медиа в отношении стереотипов
решают одну из трех задач. Они либо используют уже созданные
стереотипы, либо создают новые, а третье - самое сложное и инте-
ресное, зачастую самое неблагодарное, но самое профессиональ-
ное - разбивают стереотипы, показывают, что в мире есть и полутона.
Иногда сложившееся мнение о человеке, стране, об историческом пе-
риоде может быть ошибочным. Его нужно корректировать. Стереоти-
пы в отношении России создавались, создаются и, видимо, будут созда-
ваться и впредь.
Какое-то время я преподавал в Венском университете. Там мы со
студентами попытались создать портрет современной России. Прошло
три года. Было приятно узнать, что многие мои соотечественники стали
частью европейской культуры - мои студенты это подтвердили. Получил-
ся положительный портрет русских глазами молодых австрийцев.
Также создали портрет исходя из публикаций за тот же период.
В нем - опасность, непредсказуемость. Может быть, обе картины верны?
И что должны делать медиа? Рисовать ту картину, которая ближе, яснее?