Стр. 115 - V

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2016
Братислава-2016
113
Однако следует задаться вопросом, почему мы говорим о тен-
денциозности СМИ, хотя сам факт тенденциозности не подвергается
сомнению.
Самый простой ответ - потому что легче подкрепить мысль стереоти-
пами и легче разобраться в происходящем, определив его в стереоти-
пы. Сделать это просто: надо создать мем и распространить его по всему
миру. Например, после Второй мировой войны, когда СССР лежал в руи-
нах, потеряв более 20 млн. человек, в СМИ создали мем о том, что комму-
нистические Советы представляют угрозу демократическому мировому
порядку. Такова регулярная, систематическая практика СМИ по созданию
мемов по определенным проблемам, и для это не требуются подтвержде-
ния научными исследованиями.
Мы сосредоточились собственно на СМИ, говорили о том, что СМИ
должны быть менее тенденциозными, должны сами себя регулировать.
У нас у всех - и общества, и бизнеса, и политиков - есть некоторые за-
вышенные ожидания, и это создает проблемы. Если возложить все
бремя ожиданий на СМИ, то мы не найдем решение. Так, например,
г-н Зиньковский упомянул о том, что доверие европейцев, и в частно-
сти немцев, к СМИ упало. Однако лично я считаю (и это подтверждают
исследования), что падение доверия к СМИ обусловлено не тем, что мы
руководствуемся высокими принципами, диктующими стремление к
беспристрастности СМИ, а тем, что некоторые репортажи не соответст-
вуют сложившимся стереотипам в разных формах.
Мы все согласны, что саморегулирование должно присутствовать
(хотя его невозможно навязать), что пресса должна быть свободной.
По моему мнению, вместо того, чтобы говорить о том, что именно
необходимо делать СМИ в смысле саморегулирования, нужно обра-
тить внимание на ответственность, которую следует возложить на
самих читателей, на их просвещенность в области СМИ. Читателям
или потребителям информации нужно самостоятельно пытаться
разбираться в проблеме: интерпретировать, обращаться к разным
источникам, рассматривать проблему под разными углами. Тогда и
появится механизм автоматического саморегулирования СМИ. От-
сюда последует и более сбалансированное освещение в СМИ раз-
личных событий и проблем.
В государстве, где политические деятели и бизнес, а также отдель-
ные люди имеют особую заинтересованность в СМИ, потребители
информации, граждане должны быть более информированными от-
носительно характера деятельности самих СМИ. Сознательный, на-