Стр. 137 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2015
Сан-Марино-2015
131
зация. Журналистика становится более открытой, более массовой, что
обычно приводит к потере качества результатов ее деятельности.
В связи с последними конфликтами на Украине, в Сирии, Грузии, других
странах мы можем видеть, как игнорируются важные аспекты деятельнос-
ти журналиста. Зачастую ложь, искажение фактов, лицемерие становятся
главным инструментом пропаганды той или иной точки зрения.
Так, примером могут служить издания, в которых неустанно крити-
куется Россия. Для убедительности и наглядности авторы используют
лишь «затасканные» стереотипы о России, демонизирующие ее, не опи-
раясь на факты и рассчитывая на то, что читатель/зритель/пользова-
тель не найдет времени и энтузиазма для того, чтобы разобраться, что
происходит на самом деле.
Еще одним важным фактором, говорящим о сомнительной этике
(или ее отсутствии вовсе в современных СМИ), является то, что взаи-
моотношения людей, живущих в странах Европы, например, и России,
в реальности на порядок более доброжелательные и гармоничные,
нежели их позиционируют в медиапространстве. Число людей, отно-
сящихся к России с симпатией, составляет только официально(!) 30%.
Фактически же эта цифра значительно выше. По некоторым опросам,
например, только 10% немцев считают, что все, что пишут немецкие
СМИ о России, правда.
Понятно, что в условиях санкционного конфликта между Россией и
ее западными коллегами возникающие противоречия в СМИ смотрятся
вполне закономерно. Но многие эксперты справедливо считают, что даже
при условии, если Россия признает все те якобы неправильные действия,
в которых упрекают ее «имеющие претензии в том числе и к ее истории,
то и тогда имидж России в зарубежных СМИ вряд ли поднимется хотя
бы на один градус выше «0». У России и Европы цивилизационные связи
прочнее, глубже, и это очень сложно нивелировать за счет искусственно-
го разжигания розни руками не всегда добросовестных СМИ.
Все вышесказанное часто интерпретируется специалистами как то,
что журналистика при всех тенденциях современности (глобализации,
усилении роли информационных технологий, социальных сетей) служит
теперь заурядности. «В свое оправдание журналистика может сослаться
на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего», - говорил в
свое время О.Уайльд. Пространства качественной журналистики, которая
заставляет человека думать, остается все меньше. Журналист становит-
ся заложником большой политики, политики редакционной, экономики,
квазирынка, так как вынужден выживать, зарабатывая на хлеб. Потому