Стр. 32 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
31
Кипрская проблема - самая застарелая и нерешенная в Европе
ция показала всю свою несостоятельность. К 1963 году ряд тупиковых
ситуаций, связанных с государственным бюджетом, налогами, муници-
палитетами и другими вопросами, привел к глубокому конституцион-
ному кризису, который угрожал парализовать деятельность правитель-
ства и государства. В связи с этим первый Президент Республики Кипр
архиепископ Макариос III, дабы «устранить препятствия на пути к
нормально функционирующему и развивающемуся государству», был
вынужден предложить для обсуждения некоторые изменения в Консти-
туции 1960 года, что он и сделал 30 ноября 1963 года. Правительство
Турции предложенные конституционные реформы сразу же отвергло с
угрозами в адрес Кипра. Турко-кипрские лидеры последовали его при-
меру, а впоследствии согласились и с долгосрочной политикой Турции,
направленной на раздел острова.
Следует отметить, что «дарованную» Конституцию Республи-
ки Кипр чрезвычайно трудно и сложно изменить и реформировать.
Об этом сильно позаботились ее составители.
Статья 182 Конституции указывает, что статьи и части статей Кон-
ституции, упомянутые в Приложении III, включенные в Конституцию
в соответствии с соглашением, заключенным в Цюрихе 11 февраля
1959 года, представляют собой основные статьи Конституции и не
могут быть измененными каким-либо способом, например путем по-
правок, добавлений, отмены или сокращений.
Параграф 3 статьи 182 Конституции устанавливает, что для при-
нятия любого закона об изменении остальных статей Конституции
требуется большинство в две трети от всего числа депутатов, при-
надлежащих к греческой общине, и две трети от всего числа депу-
татов, принадлежащих к турецкой общине. К тому же в таких во-
просах слово имеют также три страны - «гаранты» независимости
Кипра - Великобритания, Турция и Греция.
Таким образом, создалась уникальная ситуация, равной которой
нет ни в одном государстве мира: народ Кипра единственный народ
планеты, который не имеет права вносить поправки и изменения в
текст своей Конституции, навязанной ему колонизаторами.
Ситуация усугубилась еще больше в результате ухода тур-
ко-кипрских депутатов (1963 г.) и их отказа, по указанию Турции,
участвовать в работе Палаты представителей (парламента) Респу-
блики Кипр.
В начале весны 1964 года перед лицом нависшей угрозы со сторо-
ны Турции правительство Республики Кипр обратилось в Совет Без-