Стр. 170 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Вена-2014
169
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
НЕКОТОРЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Тиберио ГРАЦИАНИ,
главный редактор журнала «Геополитика» (Ита-
лия):
Дамы и господа, добрый день. Я хотел бы привлечь ваше внимание к
двум пунктам. Прежде всего, хотелось бы несколько слов сказать о видах
и роли информации в изменяющемся мире, второе - это вопрос: являются
ли глобальные акторы хозяевами информации?
В отношении первого пункта использую слова «меняющийся мир». Здесь
прежде всего нужно понять суть этого словосочетания. Сейчас мы находим-
ся в стадии геополитического перехода от однополярного мира к многопо-
лярной системе. Вижу, что СМИ в целом описывают реальность, используя
очень старую парадигму. Когда они говорят о геополитике, то употребляют
термины «Восток» и «Запад». Когда они пишут о социально-экономической
сфере, они употребляют термины «Север» и «Юг». То есть разделяют страны
на развивающиеся и развитые. Мне кажется, что это парадигма прошлого.
Но не только эта парадигма восприятия и ретрансляции информации
относится к прошлому, к нему относятся и глобальные институты. Такие
как ООН, например, или другие виды организаций, которые появились
после Второй мировой войны. Возможно, они устарели и не могут спра-
виться с текущими проблемами современности. Это же относится и к ряду
СМИ. Конечно же, есть и новые, очень важные элементы, связанные с тех-
нологической революцией. В частности, информтехнологии и информа-
ционная глобализация.
Если мы действительно хотим описывать реальность в соответствии с
фактами, нам нужно изменить нашу культуру, нашу точку зрения. Навер-
ное, геополитика как наука может нам в этом помочь. Нужны новые пра-
вила. Человечество изменяется, и нужно осознать, что появляется новый
многополярный мир, нужна новая культура также в системе СМИ. Вероят-
но, что есть некоторый недостаток, нехватка культуры и этики в информа-
ционной сфере.
В некоторых случаях, связанных преимущественно с политическими и
иными кризисами, мы видим, что недостаток информационной этики по-
рождает пропаганду, и не можем понять, чтó на самом деле происходит. Ко-
нечно, нужно учитывать и новую структуру мира, и новые вызовы, с которы-
ми мы столкнулись.
Думаю, что на глобальной арене появилось несколько новых акторов.
Это прежде всего гражданское общество, в основном в западных стра-
нах, роль которого существенно возросла, и это индустрия информации
в целом. Мы должны ее рассматривать с точки зрения глобального воз-