Стр. 12 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Переосмысление концепции Большой Европы...
11
деле Большая Европа представляет собой неоднородный полицент-
ричный макрорегион мира. Этот макрорегион состоит из несколь-
ких частично пересекающихся субрегиональных ареалов куль-
турной близости и экономической интеграции. При этом важно
подчеркнуть, что неоднородно пространство не только за пределами
ЕС, но и внутри теперь уже доминирующей в Большой Европе ин-
теграционной группировки.
Прежде всего необходимо отметить языковое разнообразие в Ев-
ропе. Например, в ЕС объявленная свобода движения трудовых ре-
сурсов наталкивается на лингвистические барьеры. В частности, до
сих пор меньше 3/5 жителей ЕС владеют английским языком. Четко
прослеживаются ареалы распространения (в том числе в качестве
иностранного) даже таких довольно популярных языков, как немец-
кий и французский, не говоря о также довольно широко используе-
мых в Европе русском языке (особенно за пределами ЕС) и испан-
ском. Все это накладывается на несовпадающие образовательные
традиции и стандарты, национальную специфику трудовых отноше-
ний и различия в законодательном регулировании занятости
13
.
В итоге, например, испанцы или греки при безработице на роди-
не на уровне выше 25% не в состоянии трудоустроиться в Германии
или Австрии, где показатель составляет порядка 5%. В то же время
в этнически родственных регионах, напротив, границы стираются
даже при попытках сохранить формальный суверенитет. Достаточ-
но вспомнить членство в Шенгенской зоне Норвегии и Швейцарии,
упорно не желающих вступать в ЕС, или Союзное государство Рос-
сии и Белоруссии, в котором вопреки распространенной в мире ло-
гике региональных интеграционных объединений свобода движе-
ния людей с успехом опередила создание Таможенного союза.
Довольно сложно говорить и о какой-то центр-периферийной мо-
дели Большой Европы в религиозной сфере. Даже если ЕС неглас-
но продолжает оставаться союзом христианских государств (причем
уже и православных), нельзя забывать о стремительно растущих
мусульманских общинах за счет масштабной иммиграции. Уже сей-
час во Франции доля мусульман составляет почти 8%, в Бельгии,
Австрии, Нидерландах - порядка 6%, Германии и Великобритании -
около 5%, а к 2030 году по крайней мере во Франции и Бельгии она
превысит 10%
14
.
В этой тенденции скрывается не просто проблема кризиса евро-
пейского мультикультурализма, но угроза существованию типичной