Стр. 190 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2016
184
большинством), культуре, науке, образовании. Русская история, русская ли-
тература и язык, пробуждающие историческую память и национальное са-
мосознание, в последние годы уменьшались в преподавании. Сочинение по
русской литературе возвращено в школу по личному указанию президента.
В этом смысле всяческой поддержки заслуживает позиция нового минис-
тра образования. Вместе с тем инициаторы ЕГЭ и русофобской политики в
образовании до сих пор находятся во властных кабинетах. Необходимо со-
здавать вокруг них атмосферу общественного остракизма.
3. Основой евразийской интеграции является Россия, стержнем же
Российского государства - не евразийский панмонголизм и пантюркизм,
а русское национальное возрождение. В этих благотворных процессах
востребован опыт уникальной русской православной цивилизации.
4. Россия явочным порядком предлагает концепцию нового миро-
устройства. Президент и министр иностранных дел России рекомен-
дуют вместо агрессивного насаждения «однополярности» признание
примата международного права, отказ от права силы, защиту и равен-
ство интересов различных государств, многообразие цивилизаций и
культур… Но единство многообразия - это дефиниция, то есть краткое
определение соборности. Это трансляция (осознанная или нет) архетипа
русской православной соборности. Таким образом, Россия предлагает
новую форму мировой цивилизации - соборное человечество.
Донбасс: переориентация на постсоветском
пространстве
Элизео БЕРТОЛАЗИ,
антрополог Университета Милано-Бикокк, на-
учный сотрудник Института высших геополитических исследований
и смежных наук (IsAG) (Италия):
На постсоветском пространстве после
распада СССР возник ряд конфликтов: Чечня, Приднестровье, Нагорный
Карабах, Абхазия и Южная Осетия. В отношении войны в Донбассе име-
ет смысл использовать термин «переориентация», потому что, на мой
взгляд, нынешняя война в Донбассе имеет особенности, что отличает ее
от предыдущих конфликтов. Война в Чечне велась в границах Россий-
ской Федерации. Что касается других конфликтов, вероятно, можно сде-
лать сравнение с Приднестровьем. Тем не менее я бы сказал, что война
в Донбассе имеет свои особенности как с точки зрения идентичности,
так и с геополитической точки зрения. Как культурный антрополог, хочу
взглянуть на эту проблему с точки зрения идентичности.