Январь, 2017
Ялта-2016
167
Этнические контексты интеграции Крыма в
государственное пространство Российской Федерации
Дарья МАКОВСКАЯ
,
доцентСевастопольского экономико-гуманитар-
ного института (Россия):
Вхождение Крыма в состав Российской Федера-
ции весной 2014 года стало началом сложных разновекторных интеграци-
онных процессов, реализация которых требует учета ряда специфических
особенностей полуострова, в том числе многоэтнического состава населе-
ния, что делает этот фактор одним из наиболее значимых в данном контек-
сте. Как правило, для обозначенных процессов применяется термин «инте-
грация», но более объективным в данном случае является использование
термина «реинтеграция», который определяется как «обновление, воссо-
здание пространственно, политически и экономически единого целого»,
или «повторное объединение бывшего политического и экономического
объединений».
Процессы включения Крыма в государственное пространство Россий-
ской Федерации являются по-своему уникальными, поскольку де-факто - это
возвращение ранее утраченных вопреки действовавшим нормам права
территорий. Начиная с 8 апреля 1783 года, когда манифестом Екатерины II
Крым вошел в состав Российской империи, и до второй половины XX века
территория полуострова являлась неотъемлемой частью России. Исклю-
чением представляется неудачный опыт формирования собственной го-
сударственности на полуострове в 1918-1920 годах.
Необходимо отметить, что использование факта передачи Крыма в
состав Украинской ССР в 1954 году - как аргумента для опровержения
легитимности вхождения Крыма в состав России - неприемлемо. Гене-
ральная прокуратура РФ в 2015 году признала принятые в 1954 году
решения президиумов верховных советов РСФСР и СССР о передаче
Крымской области из состава РСФСР в состав УССР не соответствую-
щими Конституции (Основному закону) РСФСР и Конституции СССР, то
есть незаконными. Далее, Украинская ССР на тот момент не была суве-
ренным государством и данное решение не подразумевало изменения
государственной принадлежности полуострова, являлось в рамках Со-
ветского Союза несущественным для его реального политико-правово-
го статуса.
Соответственно, наиболее применимым к процессам включения Кры-
ма в территориальное и политико-правовое пространство Российской
Федерации является термин «реинтеграция», под которым понимается