Стр. 90 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2015
88
грамму по всему спектру проблем. Как в военно-политической области
- это создание единой неделимой системы евробезопасности на базе до-
говора, - так и по экономическим вопросам.
Вы знаете, услышав в первый раз о том, что наш президент предложил
создать объединенную систему ПРО с Соединенными Штатами и НАТО в
целом, я даже не поверил своим ушам. Но уникальный исторический шанс
американцы отвергли. Как, собственно говоря, и предыдущая админист-
рация отвергла наше предложение по сотрудничеству и в военной обла-
сти, и в области борьбы с терроризмом.
Теперь что касается экономики, социально-гуманитарных проблем. У нас
тоже была инициатива о сотрудничестве с ЕС, о создании единого экономи-
ческого и гуманитарного пространства от Атлантики до Владивостока. Было
возможно сопрягать наши интересы, в данном случае с ЕС, да и не только
наши интересы, а интересы большинства стран постсоветского пространства.
Настораживает недавнее заявление о создании Транстихоокеанско-
го партнерства, которое замышляется как крупнейший в мире торговый
блок с участием 11 стран. Это примерно около 40% мировой торговли. То
есть в совокупности Соединенные Штаты, руководствуясь своими регла-
ментами и внутренними процедурами, намерены контролировать около
75% мировой торговли. А если сюда прибавить еще и продавливаемое
Соединенными Штатами Трансатлантическое торговое и инвестиционное
партнерство, то возникают, естественно, вопросы: не является ли это уже
экономическим окружением России и наших друзей на постсоветском
пространстве? не является ли это доктриной экономического отбрасыва-
ния, да, в общем-то, и удушения? не направлено ли это против России и
Китая, и в какой степени? можем ли мы там участвовать?
Вы помните, когда НАТО была создана в 1949 году, первое предложение,
которое было сделано Советским правительством, - это намерение всту-
пить в НАТО. Но тогда нам было сказано «нет», потому что НАТО с нашим
участием не будет иметь смысла. Может быть, нам посмотреть на трансат-
лантическое и транстихоокеанское партнерства примерно с этих же пози-
ций? Важно отметить, что если совсем недавно на пространстве Евросоюза
в отношении России выстраивалась политика открытой конфронтации в
связи с событиями и на Украине, да и нынешними событиями в Сирии, то се-
годня общество, и прежде всего бизнес-сообщество, все больше и больше
считает, что это путь в никуда и есть необходимость для европейских стран
в сотрудничестве с Россией. В Крыму мы видели, в частности, несколько
визитов парламентариев Евросоюза в откровенное нарушение есовских
правил и политики собственных стран.