Стр. 60 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
58
собой следующие задачи: во-первых, не допустить захвата немцами
побережья Ботнического залива - наиболее вероятного района высад-
ки противника; во-вторых, пресечь возможность десантных операций
германских войск на Карельском перешейке, нацеленных на Санкт-
Петербург. Еще в 1905 году было принято решение о включении
Финляндии в состав столичного военного округа. Оборона Санкт-Пе-
тербурга и прилегающих к нему районов была возложена на 22-й ар-
мейский корпус в составе 4-й российской армии. Эта воинская груп-
пировка численностью в 40 тыс. военнослужащих была размещена
на территории Финляндии.
Николай II по рекомендации военных советников принял также
решение о ликвидации национальных вооруженных сил Финлян-
дии. Как следствие этого, ВКФ должно было взять на себя часть во-
енных расходов Российской империи. С 1905 года Финляндия стала
выплачивать в военный бюджет России ежегодно по 10 млн. золотых
финских марок. Было также предусмотрено, что эта сумма каждый
год должна была увеличиваться на один миллион, пока не достигнет
размера в 20 млн. марок. Такова была компенсация России финской
стороной за уступку в области имперского законодательства: на гра-
ждан Финляндии не распространялся закон о воинской повинности, и
финнов в принудительном порядке не призывали на российскую во-
енную службу. По мнению военных специалистов, даже в условиях
чрезвычайного положения финнов не следовало призывать и застав-
лять браться за оружие, так как основная масса населения не владе-
ла русским языком и, соответственно, не могла выполнять армейские
приказы и команды, не было у финнов к этому времени и должной
военной подготовки.
Все денежные средства, поступавшие из Финляндии в военный
бюджет империи, направлялись в первую очередь на развитие транс-
портной инфраструктуры и строительство фортификационных соо-
ружений в ВКФ. В 1910-1913 годах в связи со строительством моста
через Нарву началось объединение российской и финской железно-
дорожных сетей. Российский император Николай II в 1912 году рас-
порядился расширить железнодорожное строительство в ВКФ, с тем
чтобы напрямую связать Санкт-Петербург через центральные районы
Финляндии с побережьем Ботнического залива. Правда, окончатель-
ное завершение этого проекта состоялось в 1918 году, то есть после
крушения российского самодержавия. Накануне Первой мировой
войны провели русификацию лоцманской службы в Финляндии и ее