Стр. 155 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2016
Ялта-2015
153
ла, предшественники националистических движений могут извлечь
бòльшую часть элементов для построения своей версии историче-
ских традиций. Реализацию идеи настоящей «нации», такой, какой
ее представляют националисты, по утверждению Хобсбаума, можно
распознать в исторической перспективе, апостериори: «Национализм
первичен по отношению к нациям. Куют национализм и государство
не нации, а националисты».
Национализм не является тем, чем нам кажется, и важно отметить,
что национализм не является тем, чем он кажется самому себе. Куль-
туры, которые, как ему кажется, он призван защищать и восстанавли-
вать, часто им видоизменяются до неузнаваемости, а иногда являют-
ся не чем иным, как его вымыслом. Эмиль Дюркгейм говорил, что в
религиозных культах общество почитает собственный скрытый образ.
А с помощью национализма общество получает возможность почи-
тать себя открыто, не маскируясь.
Геллнер подчеркивает, что «национализм не является возрожде-
нием самосознания наций, он, скорее, придумывает нации там, где
их нет». Национализм обычно действует и совершает свои победы во
имя общенародной культуры, которая, как он полагает, существовала
в прошлом. Символика национализма основывается на образах здо-
ровой и цветущей крестьянской жизни, а в Украине даже ведет нача-
ло от казаков Запорожья.
Принимая во внимание последствия протестов на Майдане,
можно заметить, что высокий эмоциональный подъем людей в их
требованиях о радикальных изменениях в политике страны, чтобы
пользоваться бóльшими свободами, достичь бóльшей самостоя-
тельности, благополучия и меньше страдать от коррупции, с одной
стороны, и полученные потом результаты - бедность, война и т. д. -
диаметрально противоположны желаемому. Согласен с британским
историком Эли Кедури относительно замены власти, о которой он
рассуждает в заключении своей книги «Национализм»: «Единст-
венным признаком, позволяющим определить, достойна ли новая
власть поддержки общества, является ее меньшая коррумпирован-
ность и жадность, а также бóльшая справедливость и благожела-
тельность по отношению к народу, а также то, есть ли хотя бы ма-
лейшее улучшение жизни, или же коррупция, жадность и деспотизм
всего лишь нашли другие жертвы по сравнению с теми, в которые
целилась предыдущая власть».