Стр. 104 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2015
102
развитие Евразийского союза возможно только на основе широкой об-
щественной поддержки.
2015 год оказался переломным в практической реализации идеи ев-
разийской интеграции. Внешние вызовы формируются доминирующи-
ми факторами мирового экономического кризиса, падением цен на ос-
новные экспортные товары РФ и Казахстана, санкциями Запада против
России. Внутренние противоречия выражаются девальвациями нацио-
нальных валют, обостряя проблемы отсутствия координации валютно-
денежной политики между странами объединения, непроработанности
многих документов и программ внутри самого ЕАЭС. Время теоретизи-
рования сменилось конкретными прикладными проектами по поиску
выхода из кризисных тупиков.
Для роста взаимного товарооборота внутри объединения нужен рост
внутреннего потребления и крупные совместные инвестиционные про-
екты. В принципе общее количество потребителей внутри ЕАЭС потен-
циально может обеспечить стабильный спрос на товары, произведен-
ные в рамках этих проектов.
Объективный взгляд на историю стран Евразии показывает, что ин-
теграционный потенциал велик, перспективы евразийства в регионе и в
мире огромны. Астана уже стала центром притяжения интеграционных
инициатив различного характера, являясь городом будущего, городом
мира. В проекте ЕАЭС заложена идея двухскоростной и многоярусной
интеграции, формирования своеобразных «интеграционных центров».
Не следует видеть в Евразийском союзе жесткую систему с однозначной
цивилизационной и геополитической ориентацией. Казахстан налажива-
ет взаимовыгодные отношения с мусульманским сообществом, участвуя в
деятельности Организации экономического сотрудничества, Организации
исламского сотрудничества. И это не является противовесом активному
взаимодействию и сотрудничеству в рамках других интеграционных групп
на пространстве СНГ - Центральноазиатского экономического сообщества,
Таможенного союза и т. д. Очень важно, что Евразийский союз с самого на-
чала своей деятельности не создает препятствий для многовекторной, мно-
гополярной внешней политики, вхождения и включения Казахстана в дру-
гие региональные объединения, соответствующие приоритетам и целям
государственной политики нашей республики. Создание множества таких
региональных союзов отвечает реалиям современной сетевой социальной
морфологии, характерной для эпохи глобализации.
Экономическое развитие Казахстана невозможно без параллельного
улучшения положения в соседних центральноазиатских государствах.