Стр. 59 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
54
лось, что в созвездии союзных республик первой величиной являет-
ся РСФСР, а первым среди равных - русский народ. Таким образом
активно внедрялась идея старшего брата. Ее суть проста: поскольку
русские доминируют над другими народами по ареалу расселения и
по численности, а также лидируют в культуре и экономике, они при-
званы сыграть роль руководящей силы Советского Союза.
Опора на русский народ позволила советской власти уже в пред-
военные годы добиться формирования социалистических наций, то
есть социально однородных этносов (рабочие, колхозники и трудо-
вая интеллигенция). Эта политика прошла проверку на прочность
в годы Великой Отечественной войны. Народ-победитель проде-
монстрировал интернациональное братство по оружию и духовное
единство советского общества в борьбе с фашизмом. Тем самым в
конце 40-х - начале 50-х годов прошлого века были заложены пред-
посылки для создания новой исторической общности людей - совет-
ского народа.
«Международная жизнь»:
Почему концепция «новая истори-
ческая общность людей - советский народ» не получила своего разви-
тия в условиях развитого социализма?
Ю.Булатов:
Административно-командная система в послево-
енный период оказалась неспособной готовить руководящие кадры,
которые могли бы генерировать идеи, в том числе и в сфере нацио-
нальных отношений. Советская власть в 60-80-х годах ХХ века на
этом важнейшем участке работы оказалась бесплодной. Например,
если сравнить два доклада генеральных секретарей ЦК КПСС в
честь 50-летия и 60-летия образования СССР, мы увидим, что эти
доклады - близнецы-братья. В этих партийных документах в оче-
редной раз идет повтор ленинских заветов и юбилейных здравиц.
Партийные лидеры даже не удосужились в своих выступлениях
проанализировать национальную политику СССР на современном
этапе, нет здесь ни разбора ошибок, ни постановки конкретных за-
дач в сфере национальных отношений.
За годы застоя партийные идеологи разработали всего лишь один
теоретический постулат, представленный как весомый вклад в со-
кровищницу марксистско-ленинской теории по национальному во-
просу. Было провозглашено создание новой исторической общности
людей - советского народа. Однако эта «историческая» конструкция