Стр. 56 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2015
Центробежные и центростремительные тенденции...
51
Необходимо особо подчеркнуть, что в течение всего ХХ века
искусство российских политиков заключалось в умении правильно
оценивать центробежные и центростремительные тенденции в раз-
витии многонационального государства. Эта особенность россий-
ского общества учитывается руководством нашей страны и сегодня.
По сути дела, этот подход законодательно закреплен в Конституции
РФ 1993 года. Например, в ст. 1 Основного закона РФ говорится о
том, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» - рав-
нозначны. Таким образом, в названии нашей страны как федера-
ции учитывается первая тенденция в национальном вопросе (право
наций на самоопределение в рамках РФ). Наименование «Россия»
символизирует центростремительные процессы в нашей стране, что
соответствует второй тенденции в национальном вопросе.
«Международная жизнь»:
Учитывали ли большевики, захва-
тив власть в октябре 1917 года, опыт царизма в сфере национального
строительства?
Ю.Булатов:
Безусловно, большевики с успехом применили
опыт царизма в сфере национальных отношений. Это позволило им
всерьез и надолго закрепиться у руля политической власти в стране.
Структура государственной власти в коммунистическом варианте
повторяла ее самодержавную модель: власть носила унитарный ха-
рактер и была наднациональной. Формировалась также новая идео-
логема взамен формулы графа Уварова «Православие, самодержавие,
народность». На смену православию пришли лозунги Великой фран-
цузской революции «Свобода, равенство, братство», созвучные хри-
стианским идеям, самодержавие заменялось диктатурой пролетариа-
та, а народность - идеями пролетарского интернационализма. Все это
в той или иной степени совпадало с менталитетом населения России,
большую часть которого составляло крестьянство. Концепция «Мо-
сква - Третий Рим» была заменена установкой «Москва - III Интер-
национал». В итоге Советская Россия сумела сохранить свои лиди-
рующие позиции, правда уже в революционных одеждах, как центр
мирового коммунистического движения, а не православного мира.
«Международная жизнь»:
Что заставило интернационали-
стов-ленинцев пойти по пути создания национальных республик в
составе РСФСР, а затем и СССР?