Стр. 189 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2014
184
ма в Россию. Сейчас, конечно, как всегда бывает, возникают разные версии,
кто был главным героем, кто второстепенным в процессе возвращения.
Хочу сказать, что это тот самый редкий случай в жизни Российского го-
сударства после 1991 года, когда мы в полной мере на практике примени-
ли ту самую «мягкую силу», о которой узнали не так давно и которую стали
искать, организовывать, пытаться поставить на серьезные государствен-
ные рельсы. Единственный, на мой взгляд, пример серьезного использо-
вания «мягкой силы» Россией за все 20 с лишним лет после распада Со-
ветского Союза - это возвращение Крыма и Севастополя. Присоединение
никогда не произошло бы так бескровно, так быстро, на таком подъеме,
если бы в последние десятилетия журнал «Международная жизнь», Ин-
ститут стран СНГ, правительство Москвы и другие участники этого процес-
са не способствовали этому. В то же время Российское государство - если
иметь в виду официальные государственные структуры - в этом практи-
чески не принимало участия. Гражданскому обществу, которое принято
у нас не замечать, все-таки удалось установить и поддержать контакты с
населением Крыма, несмотря на намерения украинских властей миними-
зировать роль России в жизни полуострова.
Так, школьники Севастополя, наверное, не смогли бы узнать о Крым-
ской войне, если бы ориентировались на учебники истории для укра-
инской школы, если бы не было специального курса «Севастополеве-
дение», который был вызван к жизни энтузиазмом нескольких людей в
Севастополе, в частности Алексея Чалого. Потому что Крымская война в
данных учебниках истории была представлена как чужая война, так же
как и война 1812 года - войной России с Наполеоном, а вовсе не Отечест-
венной войной 1812 года.
Но, конечно, было противоестественно жить в Севастополе, ходить
ежедневно мимо Памятника затопленным кораблям и при этом не
знать, почему война возникла, как она проходила и какой след в жизни
города оставила? Поэтому с самого начала дело, связанное с дерусифи-
кацией, было трудно исполнимо, так как была жива память поколений
о событиях истории. И остро было чувство несправедливости, одно
из наиболее сильнодействующих, когда дело касается роли русского
народа в истории, который не раз совершал достаточно рисковые по-
ступки. К таковым можно отнести и участие в Первой мировой войне, и
освобождение Болгарии в 1877-1878 годах. Казалось бы, официальная
политика в этих случаях была против нашего участия в балканских де-
лах, но мы шли туда. Наше чувство справедливости подвигало и само-