Стр. 109 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2014
104
дать, но требующей отчислений (как минимум на столицу и содержание
государственного аппарата). При этом Центральная Украина (без Гали-
ции и Новороссии) самостоятельно также нежизнеспособна.
Все это делает неизбежным принятие на себя ответственности
Россией и ЕС за судьбу отдельных территорий раскалывающейся Ук-
раины. Теоретически до окончательного международно-правового
урегулирования проблемы они могут считаться формально единым
государством или несколькими независимыми государствами, но по
факту Украина может быть только разделена на зоны ответственности
России и ЕС (формально пограничных стран ЕС: Румынии, Венгрии,
Польши). С учетом расселения на территории Украины соответству-
ющих национальных меньшинств речь идет об установлении про-
тектората приграничных стран над территориями с этнически родст-
венным населением, к тому же исторически пребывавшим в составе
соответствующих стран.
Сегодня только киевский режим, признанный ЕС легитимным, препят-
ствует адекватному восприятию Европой существующего положения и
ее активным и эффективным, скоординированным с Россией действиям
на украинском направлении. Однако этот режим день ото дня слабеет,
внутренние противоречия буквально разрывают его, и следующий го-
сударственный переворот просматривается настолько явственно, что о
нем не стесняются говорить даже в Киеве. Как только эвентуальный пе-
реворот станет реальным, ЕС более ничего не будет сдерживать.
Это значит, что еще до конца 2014 года Россия и ЕС будут связаны
необходимостью совместно решать военные, политические, междуна-
родно-правовые и финансово-экономические аспекты украинской про-
блемы. Причем интересы у них во многом будут общими. Фактически
противоречия (и то вполне решаемые) могут возникать только по во-
просу о разграничении сфер ответственности, а также о временном ста-
тусе отдельных территорий.
В свою очередь, необходимость решения столь масштабной проблемы,
как ликвидация последствий украинского кризиса (при наличии несом-
ненных общих интересов и таких же общих противоречий с Вашингто-
ном), создает для России и ЕС потенциал не только экономического, но и
военно-политического сближения, равного которому не было в обозри-
мом прошлом. Есть высокая вероятность быстрой переориентации ЕС
с Вашингтона на Москву. Безусловно, это только вероятность и противо-
действие такому сценарию будет активным как со стороны собственно Ва-
шингтона, так и со стороны проамериканского лобби в ЕС.