Стр. 27 - V

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2017
Каталонский эксперимент: от рассвета до заката за один месяц
25
Второе: испанская Конституция не предусматривает возмож-
ность отделения от страны каких-либо ее частей. Поэтому разго-
вор может идти только о степени автономии Каталонии и исключи-
тельно в рамках конституционной легальности. В этой связи надо
отметить, что правительство неоднократно призывало Пучдемона и
членов его команды вернуться в легальное поле (то есть отказать-
ся от идеи провозглашения независимости), в рамках которого, как
говорили представители официального Мадрида, можно обсудить
любые вопросы. Такие призывы, однако, каталонские власти остав-
ляли без внимания.
Третье: действия руководителей Женералитата Каталонии ква-
лифицировались как попытка государственного переворота, а сами
эти люди, соответственно, рассматривались как группа заговорщи-
ков, в отношении которых могут быть применены самые суровые
меры наказания, предполагающие тюремное заключение сроком
до 30 лет.
Позицию каталонских националистов-сепаратистов, в свою оче-
редь, нельзя оценивать как спонтанную и плохо аргументирован-
ную. Ровно наоборот. Эта позиция выглядела до поры до времени
неплохо структурированной, и в ней присутствовала определенная
внутренняя логика. Другое дело - принимать эту логику или ее от-
вергнуть.
Сепаратисты акцентировали внимание на историческом праве
Каталонии на независимость. Чем мы хуже Португалии, которая
также когда-то была частью Испании, но прекрасно существует как
независимое государство? Этот вопрос задавался часто и на разных
этажах каталонского общества. У каталонцев есть свой язык, ее тер-
ритория имеет устоявшиеся границы, у каталонских региональных
структур власти едва ли не самая долгая на территории Испании
история…
Официальный Мадрид стремился уходить от обсуждения истори-
ческих тем, фактически избрав в качестве исходной точки для трак-
товки сложившейся ситуации создание в Испании демократическо-
го государства в постфранкистский период. Логика здесь, видимо,
такова: что там было в период франкизма или еще раньше, когда
не существовало нынешних демократических законов, - это другая
история, не имеющая прямого отношения к современному состоя-
нию дел. Сейчас мы живем в новой реальности, и нужно исходить
только из этого.