«Международная жизнь»
Андрей Сидоров
128
люционности», но и на порядок превосходила внешнюю политику
западных держав как в своем реалистичном восприятии и анализе
действительности, так и в моральном плане.
В 1939 году, после разрыва Гитлером Мюнхенского соглашения,
СССР предпринял новую попытку создать антигитлеровскую коа-
лицию, предложив Великобритании и Франции заключить договор
о взаимопомощи. Однако трехсторонние переговоры лета и осени
1939 года зашли в тупик. Западные державы соглашались принять
советскую военную помощь, но не желали брать никаких ответ-
ных обязательств. Польша, видевшая в восточном соседе «большее
зло» по сравнению с Третьим рейхом, отказалась пропускать Крас-
ную армию на свою территорию. «С немцами мы рискуем потерять
нашу свободу, с русскими мы потеряем нашу душу», - заявил глав-
нокомандующий ее армией Э.Рыдз-Смиглы
33
. Исчерпав все возмож-
ности договориться с англичанами, французами и поляками и ока-
завшись в опасной изоляции, СССР отошел в сторону и подписал с
Германией договор о ненападении, оставив западные державы один
на один с Гитлером.
В первой половине ХХ века процессы глобализации вышли на
новый уровень. Война 1914-1918 годов стала первой в истории ми-
ровой войной, Версальско-Вашингтонская система - первым в исто-
рии глобальным международным порядком, а Лига Наций - первой
универсальной организацией по поддержанию мира и безопасно-
сти. Революции 1917 года в их международных аспектах явились
защитной реакцией на процессы глобализации со стороны России,
которая при большевиках отгородилась от Запада барьером, назван-
ным впоследствии «железным занавесом».
Большевики-ленинцы выдвинули свой альтернативный гло-
балистский проект, нашедший воплощение в доктрине мировой
революции и деятельности Коминтерна. Идеологический раскол
мира на два лагеря, а также раскол коллективного Запада на по-
бедителей, побежденных и замкнувшихся в своем изоляционизме
США сделали послевоенный порядок хрупким и недолговечным.
Без помощи России Запад не сумел разрешить мировой кризис в
одиночку. А в конце 1930-х годов «глобализировать» Европу и мир
на человеконенавистнических принципах попытались Третий рейх