Ноябрь, 2017
Мир за гранью правды
99
информационной онлайн-среды. Усложняет положение прессы и
ощутимое влияние экономического кризиса 2008-2009 годов, ко-
торый привел большинство стран к экономическому ослаблению
медиарынка, закрытию бесчисленного количества компаний и без-
работице в кругу журналистов. В тех редакциях, где борются за су-
ществование, качественная журналистика отходит на второй план,
поскольку обоснованная, объективная и взвешенная подача ново-
стей не обеспечивает стабильный круг читателей, а поэтому не важ-
на в глазах собственников.
Хотя распространение ложных новостей - не новое явление,
никогда такого внимания ему не уделялось, как в период до и по-
сле американских выборов 2016 года. Согласно докладу Reuters в
2017 году, доверие к медиа сильно зависит от распространения и
влияния фейковых новостей. В то же время, по мнению его соста-
вителей, основная причина снижения доверия к СМИ объясняется
глубокой политической поляризацией и политической предвзято-
стью игроков мейнстримовской медиасферы, а вовсе не изобилием
фейковых новостей.
«Ничто не вечно под луной». Мы только сейчас при помощи по-
литики с удивлением открыли глаза на происходящее. В то же время
французский философ Г.Дебор еще в середине 60-х годов ХХ века
в книге «Общество спектакля» точно описал общественно-комму-
никативные отношения будущего
10
. Как сформулировал Г.Дебор,
«если мир перевернуть с ног на голову, истина в нем станет ложью.
Образы, оторванные от различных аспектов жизни, теперь слились
в едином бурлящем потоке, в котором былое единство жизни уже не
восстановить. Реальность, рассматриваемая по частям, является нам
уже в качестве собственной целостности, в виде особого, самостоя-
тельного псевдомира, который можно лишь созерцать.
Все образы окружающего мира собрались в самостоятельной
вселенной образов, насквозь пропитанной кичливой ложью. Спек-
такль вообще, как конкретное отрицание жизни, есть самостоятель-
ное движение неживого. Спектакль, это непрерывное рассуждение,
ода существующего порядка о самом себе, его хвалебный монолог.
Это автопортрет власти в эпоху тоталитарного управления условия-
ми существования. Но спектакль не есть необходимый продукт тех-
нического развития, рассматриваемого, конечно, как естественное
развитие. Напротив, общество спектакля - это форма, которая сама
выбирает свое техническое содержание».