«Международная жизнь»
Алексей Подцероб
80
к пленным, которых после окончания войны отпускают свободно
либо за выкуп.
Насчет экономики в Коране говорится немного. Есть запрет на
рибу. Долг может быть отсрочен, если тот, кто является должником,
испытывает тягость, торговля рассматривается как дело богоугод-
ное. Следовательно, сторонники политического ислама вынуждены
обращаться к другим источникам, помимо Священной книги, что
приводит их к различным выводам.
Социальным аспектам в Коране уделяется достаточно большое
внимание. В частности, выделен принцип закята, который приме-
ним в пользу бедных, для выкупа пленных, выплаты долгов тех, кто
разорен, а также держит дальний путь.
В исламе содержится детализированное семейное право. Му-
сульманин имеет право жениться четыре раза, нельзя брать замуж
родственниц, калым выплачивается невесте и остается после раз-
вода у жены, правом развода обладают мужчины, дети при разводе
остаются с матерью до двух лет, причем отец обеспечивает их пи-
танием и одеждой.
В Коране дается подробное описание того, как относиться
приверженцам ислама к «людям писания» (в современном мире
к ним причисляют христиан и иудеев). Они свободно посещали
свои храмы, не служили в армии, но зато выплачивали особый
налог. За приверженцами «людей писания» сохранялась возмож-
ность занимать высшие посты вплоть до поста министра и даже
великого визиря.
Следование по «верному пути» сказывается и на взаимоотноше-
ниях мусульман друг к другу. Приверженцы ислама, заявляют сто-
ронники мусульманской религии, относятся к людям, как братья,
они не предают их, не оставляют без помощи.
Конечно, описания в священных текстах мусульман носят в
какой-то степени теоретический характер, и пришедшим к власти
руководителям исламских стран приходится считаться с объек-
тивными условиями. Но ислам оказывает - в большей или мень-
шей степени - влияние на принятие конкретных решений. Сле-
дование мусульманским нормам при этом имеет и позитивное, и
негативное значение. Существует опасность подавления духа со-
противления психологическому насилию, социальному злу и эко-
номическому гнету на основе признания существующего поло-
жения. Налицо опасность сговора между политиком и клириком,