Стр. 80 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Алексей Подцероб
78
После распада Советского Союза приверженцы ислама стали
врагом Запада «номер один». Правда, часть западников склонны
выступать за диалог, сосуществование и добрососедские отноше-
ния. В то время как сторонники другого - и доминирующего - под-
хода рассматривают мусульманскую религию как угрозу западной
цивилизации, своей собственной безопасности и своей системе
ценностей. Там имеются люди, считающие ислам основным про-
тивником европейских стран. Эта политика, сопровождавшаяся
войнами, не могла не вызвать в мусульманском мире сопротивле-
ние и ненависть. Более того, в исламских странах не забыли того,
что Запад стремился и стремится установить господство над му-
сульманским Востоком.
Процессы политизации ислама носят международный характер.
В настоящее время политизированная мусульманская религия стала
важной составляющей мирового порядка, и она будет - в какой-то
степени - предопределять будущее развитие человечества. Превра-
щению ислама в такую силу способствует и то, что Иран, страны
Аравийского полуострова, Ирак, Алжир и Ливия являются постав-
щиками нефти на международный рынок, Марокко, Западная Са-
хара и Тунис экспортируют фосфаты и страны региона являются
мостом, связывающим Западную Европу с Азией и Африкой. В ев-
ропейские страны стали прибывать иммигранты из мусульманских
стран. Более того, некоторые государства являются центром притя-
жения туристов.
В арабском мире и на Среднем Востоке ислам представляет
значительную силу. В Турции, Иране и секторе Газа господству-
ют сторонники мусульманской религии, в Египте и Тунисе они
лишились власти, но представляют собой серьезную полити-
ческую силу. Исламисты продолжают сопротивляться в Сирии,
Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане и Мали, в Ливане сохраняет
свои позиции «Хезболла», на Бахрейне не полностью подавлено
движение шиитов.
Кроме того, мусульманская религия продолжает свое распростра-
нение, начиная с 1950-х годов, в странах африканского Сахеля. Она
опирается на возможности радио и телевидения, там увеличивается
влияние исламских центров, выпускающих периодические издания
и предоставляющих местной молодежи стипендии в своих учеб-
ных заведениях. Эти мероприятия финансируются в рамках между-
народных исламских организаций, а также благодаря программам