Стр. 178 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Игорь Максимычев
176
воначально даже американцев тревогу, общую с ними позицию
с целью ограничить риски, которыми грозит подготавливаемое
Бонном нарушение статус-кво. Но экспертов МИД воспринимали
«наверху» не как специалистов по сложной материи межгосудар-
ственных отношений, а как помеху, препятствующую «полету пе-
рестроечного вдохновения».
Ни послы в германских государствах, ни руководители соответст-
вующих отделов Министерства иностранных дел не были приглаше-
ны на совещание. Послов и коллективы посольств в Берлине и Бонне,
а также сотрудников «германских» подразделений МИД СССР объе-
диняло то, что они не допускали даже мысли о том, чтобы отказаться
от солидарности с ГДР. Квицинский был самым талантливым и влия-
тельным представителем послевоенного поколения дипломатов-про-
фессионалов, которых подготовил МГИМО и «с нуля» отшлифовала
загранслужба. К сожалению, его слушали лишь вполуха.
Первым в Москве был «для порядка» принят Ханс Модров. Вместе
с сопровождавшими его сотрудниками МИД ГДР он составил в доста-
вившем его в Москву 1 февраля самолете текст обращения к нации
в связи с предстоящим сближением ГДР и ФРГ. Основанный на идее
«договорного сообщества» текст Модров передал Горбачеву для со-
гласования
2
. По возвращении из Москвы документ был предан гласно-
сти 2 февраля как «план Модрова». В нем констатировалось, что объ-
единение германских государств возможно «только поэтапно, в ходе
многолетнего процесса». В качестве необходимых этапов назывались:
1) заключение договора о сотрудничестве и добрососедстве с конфе-
деративными элементами (экономический, валютный и транспортный
союз, сближение правовых систем); 2) создание конфедерации между
ГДР и ФРГ с совместными органами и учреждениями (парламентский
комитет, палата земель, совместные исполнительные органы); 3) слия-
ние в единое германское государство в форме «Германской федерации»
или «Германского союза» путем проведения выборов в обеих частях
конфедерации, образования единого парламента, единой Конституции
и единого правительства с местопребыванием в столице - Берлине.
В качестве предпосылок для подобного развития предусматри-
валось продолжение в ГДР процесса демократического обновления
при сохранении стабильности, правопорядка и законности, соблю-
дение интересов и прав четырех держав, а также заинтересованно-
сти всех народов Европы в мире и стабильности, независимости и
надежных границах, включение процесса германского единства в