Стр. 69 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2015
Провал механизма принятия внешнеполитических решений в США
67
ний. Террористический акт 11 сентября 2001 года создал уникальную
внутриполитическую ситуацию, когда в силу непредвиденных обсто-
ятельств администрация была вынуждена радикально поменять свой
внешнеполитический курс. Внезапно возникшая потребность в приме-
нении военной силы для демонстрации превосходства Соединенных
Штатов после трагических событий затмила собой звучавшие внутри
администрации протесты против активного использования военной
силы за рубежом. Поэтому дополнительное преимущество получили
фигуры - в частности руководство Пентагона, - которые изначально вы-
ступали за милитаристскую стратегию в отношении иракского режима.
В то же время остальные члены администрации и ведомства, отвеча-
ющие за внешнюю политику, фактически оказались под политическим
прессингом, и их точка зрения на данную проблему либо осталась нево-
стребованной, либо искажалась в силу текущих предпочтений высшего
политического руководства. Данные обстоятельства усиливались лич-
ностными характеристиками людей, занимавших высшие посты. Так,
Дж.Буш-мл. подвергся влиянию своего вице-президента, а К.Райс выя-
вила неспособность выполнять прямые функции советника националь-
ной безопасности в силу собственной неготовности оспорить точку зре-
ния президента. Таким образом, объективная информация отвергалась и
не подлежала должному вниманию и анализу.
Стало ясно, что основанная на принципе «сдержек и противовесов»
система принятия внешнеполитических решений в США частично
утратила собственный потенциал в условиях острейшего внутрипо-
литического и внешнеполитического кризиса, вызванного терактом
11 сентября. Паритет между административными ведомствами оказал-
ся нарушенным, а отдельные политические фигуры получили возмож-
ность неформального увеличения собственного влияние на процесс
принятия решений. Возросший в этих условиях риск внутриведомст-
венных конфликтов был решен либо откровенным игнорированием
важных данных, либо их утаиванием.
Можно предположить, что подобный стиль управления внешней по-
литикой в США мог проявиться и в последующие годы. Высокий уро-
вень конфронтации и нестабильности на Ближнем Востоке фактически
подрывал американское влияние в регионе. В этой связи политиче-
ский истеблишмент Соединенных Штатов оказывался в аналогичной
по сравнению с событиями 11 сентября ситуацией. Поэтому ошибки
и просчеты американской дипломатии в районе Персидского залива
также могут быть объяснены неспособностью механизма принятия