«Международная жизнь»
Денис Микерин
50
незаслуженно обойдены вниманием. Разработка комплексной эко-
номической стратегии развития с опорой на пятисторонние меха-
низмы кооперации, совместные действия по модернизации инфра-
структуры, в первую очередь транспортной, развитие прозрачного
и предсказуемого финансового сектора на базе внедрения совре-
менных технологий - все это способно в корне изменить ситуацию.
Реальные шаги в этом направлении предприняты на Астраханском
саммите. Вышеупомянутые предложения о разработке международ-
но-правового оформления пятистороннего сотрудничества в торго-
во-экономической сфере и сфере транспорта, инициативы образова-
ния каспийского экономического форума и логистического центра
на Каспии - все это служит для инвесторов сигналом того, что сти-
мулирование экономического взаимодействия получило поддержку
на высшем государственном уровне.
В 2013 году товарооборот между прикаспийскими странами со-
ставил 33 млрд. долларов
3
. Нет сомнения в том, что эта цифра не
соответствует объективным возможностям рынка, емкость которого
определяется совокупным населением стран «пятерки» в 250 млн.
человек. Создание новых промышленных производств в области
машиностроения, химической промышленности, фармакологии, ре-
ализация инфраструктурных проектов, в первую очередь в энерге-
тической и транспортной сферах, способны вывести регион на каче-
ственно иную ступень развития, обеспечить новые рабочие места и
рост благосостояния населения прибрежных районов.
Ключевое значение в контексте повышения инвестиционной
привлекательности Каспийского региона имеют развитие и дивер-
сификация грузовых и пассажирских транспортных потоков. На
астраханской встрече в верхах и предшествовавшем ей заседании
министров транспорта «пятерки» особое внимание было уделено
железнодорожному кольцу вокруг Каспия. Его составляют как уже
действующие участки (между Азербайджаном, Россией и Казахста-
ном), так и находящиеся на различных стадиях строительства. Так,
в конце 2014 года запущена ветка между Ираном, Туркменистаном
и Казахстаном. К 2016 году ожидается завершение строительства
участка по северным провинциям Ирана до границы с Азербайджа-
ном по маршруту Казвин - Решт - Астара, а также Решт - Сари.
Железнодорожное кольцо вокруг Каспия должно стать частью
международного транспортного коридора «Север - Юг», призван-
ного связать страны Западной Европы и Южной Азии. По сравне-