Ноябрь, 2015
Сложный выбор Каталонии
33
беду на декабрьских выборах в парламент Испании. Однако их пред-
выборное объединение «Catalunya Sí que es Pot» («Каталония, да, это
возможно») выборы провалило, получив наравне с НП 11 мест в пар-
ламенте (в 2012 г. без «Подемос» - 13 мест).
Важнейшей причиной неудачи левых, по-видимому, стала неоп-
ределенность их предвыборной программы по ключевому вопро-
су кампании - о независимости Каталонии. Объединение пыталось
сконцентрироваться на вопросах социально-политического разви-
тия региона, а в этом вопросе допустило возможность любого ре-
шения: полной независимости, федерации или конфедерации с дру-
гими территориями Испании. При том уровне поляризации позиций
участников предвыборной кампании по вопросу о независимости
такая неопределенность сыграла с левыми, среди которых немало
сторонников независимости, злую шутку. В итоге «Подемос» выхо-
дит на общеиспанские выборы с неопределенными перспективами
и вынуждена пересматривать свои коалиционные планы, явно усту-
пая инициативу набирающим ход «Гражданам».
Каталонские выборы стали знаковым событием и для перспектив
борьбы местных националистов за независимость региона от Испа-
нии, и с точки зрения оценки общей политической ситуации в Испа-
нии на перспективу после парламентских выборов, назначенных на
20 декабря 2015 года.
Тот факт, что почти 2 млн. жителей Каталонии проголосовали за
политические силы, впервые в постфранкистский период открыто
выступившие за разрыв с Испанией, подтверждает реальность угро-
зы целостности страны. Это констатация серьезнейшего кризиса во
взаимоотношениях самого развитого региона Испании с ее полити-
ческим центром, причем самое опасное в этом кризисе то, что поли-
тическое руководство ни в Мадриде, ни в Барселоне не показывает
готовности к поиску компромиссов.
Правительство М.Рахоя с упорством, достойным лучшего при-
менения, указывает на формальные, де-факто непреодолимые пре-
пятствия на пути к независимости Каталонии в условиях нынешней
конституционно-правовой системы, сложившейся в Испании в ре-
зультате процесса демократизации 70-80-х годов прошлого века.
Действительно, зафиксированное Конституцией автономное
устройство страны не предусматривает никаких возможностей для
самоопределения отдельных регионов Испании. Причем такая воз-
можность не предусмотрена независимо от того, идет ли речь об