«Международная жизнь»
Эльдар Касаев
154
ве необходимо наращивать экспортный потенциал в Азиатско-Тихооке-
анском регионе.
Примечательно, что в последние годы нефтегазовый рынок перешел
от поставщика к потребителю. И поэтому России, несмотря на то что
она занимает большую долю на европейском газовом рынке, следует
активно идти в Азию и ориентироваться прежде всего на Китай. Это
государство потребляет большое количество энергоносителей. По про-
гнозам, к 2030 году потребность Китая в газе вырастет, а потребление
угля, который является основным энергоносителем в общем энергоба-
лансе страны, наоборот, понизится.
«Газпром» может здесь оказать очень хорошую помощь в виде сво-
их поставок по восточному (38 млрд. куб. м в год к 2031 г.) и западному
маршрутам (30 млрд. куб. м в год примерно к 2026 г.).
Предпосылки для этого есть. В мае 2015 года Президент России
Владимир Путин ратифицировал соглашение о поставках российского
газа в Китай по восточному маршруту. Общая цена контракта состав-
ляет 400 млрд. долларов, срок - 30 лет, объем сделки - 38 млрд. куб. м
в год
7
. В этом же месяце было подписано соглашение между «Газпро-
мом» и китайской компанией CNPC по западному маршруту.
Говоря о стратегии России на азиатском рынке, следует обратить
внимание не только на экспортную, но и на импортную составляю-
щую. Здесь интересно оценить целесообразность и эффективность за-
купок газа в Центральной Азии и Азербайджане.
Несмотря на подписанные межправительственные соглашения
России и тремя государствами Центральной Азии об импорте в Рос-
сию газа из этих стран, «Газпром» уже на протяжении нескольких лет
рассматривает возможность снижения импортных объемов сырья, а
затем и полного отказа от покупки среднеазиатского газа по несколь-
ким причинам:
- ежегодные перебои и недопоставки импортного сырья;
- высокая стоимость закупаемого газа;
- наличие собственных избыточных производственных мощностей.
«Газпром» ежегодно сталкивается с перебоями и недопоставками
среднеазиатского газа, недополучая в зимний период десятки миллио-
нов кубометров сырья.
Стоит отметить, что осуществляемый Россией реэкспорт среднеази-
атского газа оформляется как транзит и не облагается экспортной пош-
линой. В итоге российский бюджет недополучает 3,5 млрд. долларов в
год, подсчитали эксперты.