Стр. 87 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Тимур Кирабаев
86
гион-государство следует отличать от нации-государства. Оно ни-
когда не достигнет того состояния однородности и суверенности,
которым обладало государство вестфальского типа, поэтому регио-
нализованный порядок нельзя рассматривать как аналог Вестфаль-
ской системы с меньшим количеством государств-участников. По-
добно тому как существует много типов наций-государств, также
существует несколько типов регионов-государств.
Далее, политическая логика регионализации отлична от логики
построения нации-государства. Гомогенизация внутри региона не
может быть как в нации-государстве простым применением куль-
турной стандартизации в соответствии со специфической этниче-
ской моделью, но, скорее, совместимостью между различиями в
рамках плюралистических культур. Мировые регионы, по опреде-
лению, мультикультурны и гетерогенны. Поэтому только силового
потенциала и готовности применения силы недостаточно для под-
держания в них единства.
В терминах политического порядка «регион-государство» кон-
ституирует добровольную эволюцию групп бывших суверенных
национальных сообществ в новые формы политического единства,
которые намного демократичнее ранее существовавших политиче-
ских образований. Национальные интересы могут превалировать, но
они не становятся идентичны интересам национальных государств.
Более того, власть и принятие решений децентрализованы и распо-
лагаются на локальном (микрорегиональном и макрорегиональном)
или наднациональном уровнях. Эта идея является основой для ЕС,
так как она прописана в Маастрихтском договоре. Три корзины - ры-
ночная интеграция, внешняя безопасность наряду с социальным из-
мерением, применяющим европейскую форму более или менее ре-
гулируемого социального капитализма, - покрывают существенные
функции организованного политического сообщества, или региона-
государства. Для других регионов эта модель, возможно, представля-
ет отдаленное будущее, но, несомненно, будет выработана.
В концепции о «сообществах безопасности» Е.Адлера -
Б.Кроуфорда сообщества безопасности рассматриваются не столько
как группы людей, взаимодействующих на основе общих ценностей
и взаимопонимания, сколько как социальные структуры, которые кон-
ституируют интересы и идентичности своих членов (по аналогии с
исследованием Б.Андерсоном нации как «воображаемого сообщест-
ва»). Ощущение коммунальной общности «Мы-принадлежности»