Стр. 58 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2014
«Газовое окно в Европу»: «Северный поток» в контексте...
57
тил объем газа, идущего по украинскому маршруту, на 15% - за счет
«Северного потока» и трубопровода «Ямал - Европа», проходящего
через Белоруссию. После подключения второй нитки потери Киева
еще более возросли. В целом же за счет «Северного потока» Украина
теряет более четверти российского газового транзита, а вместе с ним
- доходы и рычаги политико-экономического влияния на Москву.
Такое положение дел категорически не устраивает Евросоюз и
США. Их главной текущей задачей остается принуждение России к
сохранению газового транзита через Украину.
Очевидно, что киевские власти очень заинтересованы в том, чтобы
«Северный поток» был заполнен, и Евросоюз им в этом подыгрывает.
Вместе с тем сбои в украинском транзите наступающей зимой вероят-
ны как никогда прежде. Никто сейчас не может с уверенностью сказать,
что будет с УкрГТС в ближайшие месяцы: будет ли в ней газ, сохранит-
ся ли сама труба в целости и сохранности? Поэтому не только Россия,
но и ЕС вынуждены рассматривать запасные варианты, важнейшим из
которых является 100-процентное заполнение «Северного потока».
Готовясь к возможным перебоям, «Газпром» увеличил закачку газа
в ПХГ Европы и провел летом 2014 года планово-предупредитель-
ный ремонт (ППР) ГТС «Северный поток» и «Ямал - Европа», доведя
их совокупную мощность до 87,96 млрд. куб. м
18
. Эти два газопрово-
да способны при максимальной загрузке взять на себя 40% текуще-
го украинского транзита. А что делать с оставшимися 60%, должны
решать все заинтересованные стороны, включая европейцев. Первые
намеки на здравый смысл появились в последние месяцы и в Евро-
союзе: Министерство экономики ФРГ с августа 2014 года настаива-
ет на предоставлении «Газпрому» полного доступа к «ОРАL», прямо
указывая на риски, связанные с Украиной. Доступ предлагается раз-
решать в случае перебоев в украинском транзите в качестве компен-
сации за потерянные объемы, а также в случае отставания от сезон-
ного графика заполнения ПХГ в Центральной и Восточной Европе
более чем на 20-25%.
ВЫВОДЫ
Украинский кризис со всей очевидностью подтвердил приоритет-
ность и своевременность строительства Трансбалтийского газопро-
вода, его безальтернативность и экономическую обоснованность.