«Международная жизнь»
Иван Иванников
52
По официальным данным «Nord Stream AG», строительство и экс-
плуатация «Северного потока» в течение всего срока его службы будет
на 25% дешевле в сравнении с существующими наземными маршру-
тами. Директор по связям с общественностью компании-оператора
У.Лиссек заявил по этому поводу: «Какими бы ни были геополитиче-
ские преимущества [проекта]... следует признать, что «North Stream
AG» создавался и действует как чисто коммерческая организация»
9
.
Вместе с тем следует отметить, что общая стоимость «Северного по-
тока» выросла с 7,4 млрд. евро до 8,8 млрд. евро. Его удорожание на
1,4 млрд. евро объясняется в первую очередь непредвиденным повы-
шением ставок банковских кредитов ввиду того, что активная стадия
строительства совпала с мировым финансовым кризисом. Несколько
увеличились и его плановые сроки окупаемости: сейчас они состав-
ляют около 15 лет. Для проекта с такими капиталовложениями 15 лет
- это вполне приемлемый срок, что подтверждается и готовностью
крупных зарубежных банков в него вкладываться
10
.
Вместе с тем инвестиции в этот трубопроводный маршрут могут
принести значительную прибыль лишь при его полной загрузке, кото-
рая до сих пор не обеспечена. Камнем преткновения в данном случае
является вступивший в силу в марте 2011 года «Третий энергопакет»
ЕС. Как известно, в него включена дискриминационная «газпромов-
ская оговорка», в соответствии с которой от российского монополиста
требуется разрешить доступ сторонним компаниям к его инфраструк-
туре в Европе. По новым правилам ЕС владельцы трубопроводов
должны предоставлять часть своих мощностей «независимым постав-
щикам», не требуя с них долгосрочных гарантий прокачки, что явля-
ется ключевым фактором окупаемости дорогих инфраструктурных
проектов. Соответственно, «Газпром» и его партнеры должны строить
удвоенные газотранспортные мощности на территории ЕС: половину
для себя и половину - для других участников газового рынка.
«СЕВЕРНЫЙ ПОТОК»: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
Сам морской газопровод формально не подпадает под действие
«Третьего энергопакета», поскольку он проложен по дну Балтики, а
не по территории стран Евросоюза. Однако с его сухопутными про-
должениями «ОРАL» и «NEL», построенными одновременно с пер-