Ноябрь, 2014
«Газовое окно в Европу»: «Северный поток» в контексте...
47
ТРАНСБАЛТИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОД: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
И ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
Рассмотрим вначале базовые характеристики ГТС «Северный по-
ток» и ключевые факты, связанные с его строительством.
Проект морского трансграничного газопровода на Балтике на-
чал прорабатываться еще в конце 1990-х годов финско-российским
консорциумом «North Transgas Oy». Впоследствии финский парт-
нер из него вышел, и «Газпром» предложил освободившуюся долю
немецким компаниям, с которыми давно и тесно сотрудничал, -
«E.ON Ruhrgas AG» и «Wintershall Holding GmbH» (дочернее пред-
приятие крупнейшего в мире химического концерна «BASF SE»).
В 2000 году Еврокомиссия без проволочек, «авансом», предоста-
вила проектируемому Северо-Европейскому газопроводу статуc
трансъевропейской энергетической сети (Trans-European Network:
TEN-E), то есть признала его одним из приоритетных европейских
проектов в области энергетической инфраструктуры.
В Евросоюзе главным лоббистом и бенефициаром проекта высту-
пила Германия. 8 сентября 2005 года Президент России В.В.Путин и
канцлер ФРГ Г.Шрёдер подписали межправительственное соглаше-
ние о строительстве газопровода. В декабре 2005 года был учрежден
консорциум «Северо-Европейский газопровод» (в 2006 г. переимено-
ванный в «Северный поток» - «Nord Stream AG»), созданный с целью
его планирования, строительства и последующей эксплуатации. Ак-
ционерами компании-оператора стали «Газпром» (51% акций) и гер-
манские «E.ON Ruhrgas AG» и «Wintershall Holding» (по 24,5% акций
каждая). Совет акционеров возглавил бывший канцлер ФРГ Г. Шрё-
дер, а управляющим директором стал немец М.Варниг (гражданин
бывшей ГДР и давний знакомый В.В.Путина). Несмотря на то что га-
зопровод в то время проектировался как двустороннее российско-гер-
манское предприятие, Еврокомиссия в 2006 году вновь подтвердила
его статус TEN-E как «отвечающего интересам всей Европы».
Почему Германия сделала ставку на этот «стратегически важ-
ный проект, который необходимо реализовать» (высказывание
А.Меркель)? Можно выделить как минимум две причины. Во-пер-
вых, по итогам «оранжевой революции» 2004 года на Украине в
Берлине сделали негласный вывод о том, что эта страна вступи-
ла в полосу длительной турбулентности, вследствие чего риски
украинского газового транзита опасно возрастают и от них нужно