Стр. 44 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2014
Политические детерминанты евразийской интеграции
43
мации о России и Евразийском экономическом союзе сегодня про-
изводится на русском языке. Другими базисами интеграции остают-
ся, хотя это и может быть воспринято как спорный тезис, именно
политика России в отношении цен на энергоресурсы для «дружест-
венных» государств СНГ. Россия по-прежнему воспринимается как
центр интересов русскоязычных, доля которых в странах СНГ оста-
ется значительной, и ядро миграционной системы на постсоветском
пространстве.
Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный
29 мая 2014 года, и предшествующая ему Декларация о евразийской
экономической интеграции от 18 ноября 2011 года не содержат по-
литических аспектов интеграции, ограничиваясь лишь тесным эко-
номическим взаимодействием.
Учитывая аналитику, проведенную международным агентством
«Евразийский монитор» по заказу Евразийского банка развития в
2012 и 2013 годах
18
, жители стран - участниц формирующегося Ев-
разийского союза, а также потенциальные его участники скептиче-
ски оценивают возможность политической интеграции, опасаясь
потери собственного суверенитета в результате давления единствен-
ного среди участников ЕАЭС мощного государства - России. Скеп-
тикам можно возразить, отметив, что региональная интеграция, на-
оборот, может способствовать увеличению роли малых государств,
по отдельности мало конкурентных, на мировую политику в резуль-
тате участия в интеграционных объединениях
19
.
Можно сказать, что интеграция в рамках формирующегося Евра-
зийского экономического союза может являться средством обеспе-
чения национальных интересов не только в экономической, но и в
политической и гуманитарной сферах, способствуя решению про-
блем безопасности, облегчению решения ряда социально-политиче-
ских и социально-культурных проблем.
В этих условиях политика гуманитарного сотрудничества позволя-
ет разным странам не только осознать свои национальные интересы и
отстоять их на мировой арене, она дает возможность системно разви-
вать те социальные, политические стратегии, которые способствуют
возрождению национального достоинства и авторитета.
С другой стороны, гуманитарное сотрудничество, осуществляе-
мое в последние десятилетия, показало, что многие теории класси-
ческой модернизации не соответствуют приобретенному реальному
опыту тотальных преобразований.