«Международная жизнь»
Алексей Кошель
40
пада Советского Союза, только экономическая интеграция может
восприниматься этими странами приемлемой. Это подтверждается
заявлениями и национальными стратегиями государств, принявших
решение объединиться в Евразийский экономический союз. Отсюда
и многовекторность политики, провозглашаемой странами - участ-
ницами формируемого ЕАЭС.
В основных положениях Программы социально-экономическо-
го развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, принятых в
2010 году, отмечается многовекторность внешнеполитического кур-
са - это и укрепление торгово-экономического сотрудничества в
рамках СНГ, Союзного государства, ЕврАзЭС, Таможенного сою-
за и Единого экономического пространства наряду со стремлением
участия в проекте Европейского союза «Восточное партнерство»
12
.
Президент Беларуси Александр Лукашенко отмечает, что Евразий-
ский союз он видит как неотъемлемую часть общеевропейской ин-
теграции, предлагая «интеграцию интеграций». А именно найти
компромиссы в политической плоскости с целью создать единое
экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока.
Многовекторность внешнеполитического курса отмечается и в Ка-
захстане. В Концепции внешней политики Республики Казахстан на
2014-2020 годы, утвержденной в 2014 году, отмечается, что Казахс-
тан развивает стратегическое партнерство с большинством глобаль-
ных игроков - Россией, Китаем, Соединенными Штатами Америки,
Европейским союзом и Турцией, углубляет свое присутствие в цен-
тральноазиатских республиках, позиционируя свое участие не толь-
ко в формирующемся Евразийском экономическом союзе, но и в та-
ких альтернативных проектах, как «Большая Центральная Азия» или
«Новый шелковый путь» под эгидой США, зона свободной торговли
в рамках ШОС, что является интересом Китайской Народной Респу-
блики, а также «Новый османизм» (концепция пантюркизма), реали-
зуемая Турцией
13
. Сам Нурсултан Назарбаев видит Евразийский союз
звеном, сцепляющим евроатлантический и азиатский блоки, своего
рода мостом, соединяющим динамичные экономики Европейского
союза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии
14
.
Беларусью и Казахстаном непрестанно подчеркивается необходи-
мость лишь экономического аспекта интеграции
15
.
Если обратиться к опыту других региональных интеграций, то бу-
дет видно, что именно экономический аспект позволяет снизить риск
возникновения проблемы безопасности. Поэтому в Европе (в первую