Стр. 179 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Евгений Осипов
178
«Международная жизнь»
лосования. Во-вторых, были расширены
полномочия Европейского парламента и
сделаны шаги по направлению к «евро-
пейской оборонной идентичности». Что
касается споров о форме европейского
объединения, то Франции удалось про-
должить свою политику «да, но…», которая
означала, что федерализм должен прояв-
ляться в согласовании экономических и
финансовых вопросов, но не выходить за
определенные пределы (с. 65). Лиссабон-
ский договор, таким образом, сделал Ев-
ропейский союз более управляемым, «но
не стал мотором быстрого продвижения
вперед по направлению к федеративно-
му устройству, что вполне устраивало Па-
риж» (с. 52).
Договор вступил в силу в самый разгар
глобального экономического кризиса и
долгового кризиса еврозоны, которым
посвящена отдельная часть книги. Автор
последовательно показывает, что преодо-
ление финансовых трудностей в Европе
происходило в результате тесного взаи-
модействия между Францией и Германи-
ей. Более того, «обе страны предпочитали
согласовывать общий подход в ходе дву-
сторонних контактов и только после этого
выходить с соответствующими предложе-
ниями на уровень ЕС» (с. 95).
Однако между Парижем и Берлином со-
хранялись и существенные расхожде-
ния по некоторым ключевым вопросам.
В поисках путей выхода из кризиса Герма-
ния выступала за ужесточение финансо-
вой дисциплины и усиление контроля над
экономикой стран зоны евро, тогда как
Франция считала приоритетными меры по
стимулированию экономического роста.
Отметим, что этот спор продолжается до
сих пор. В августе 2014 года министр эко-
номики Франции Арно Монтебур выступил
с резкой критикой финансовой политики
ФРГ, что привело в итоге к отставке фран-
цузского правительства.
В конечном счете разногласия в тандеме
Париж - Берлин объясняются стремлени-
ем каждой из стран к доминированию
внутри «единой Европы». Расширение ЕС
в 2004-2007 годах привело к развороту
процесса европейской интеграции в сто-
рону Восточной Европы, где традиционно
были очень сильны позиции Германии.
В этих условиях Саркози с самого начала
своего президентства постарался активи-
зировать южно-европейский вектор раз-
вития ЕС.
Т.В.Зверева подробно освещает проект
Саркози по построению Союза для Сре-
диземноморья (СДС), представленного
французским президентом в 2007 году в
Марокко. Предполагалось, что союз ста-
нет площадкой для реализации крупных
совместных программ и обсуждения эко-
номических и политических проблем ре-
гиона. Для Франции, всегда уделявшей
особое внимание Средиземноморью,
СДС был шансом на упрочнение своих по-
зиций не только в районе Средиземного
моря, но и в Европе в целом.
Тем не менее у СДС оказалось множество
противников. Германия вполне справед-
ливо усматривала в средиземноморском
союзе угрозу усиления французских пози-
ций; Турция опасалась, что членство в СДС
будет рассмотрено в качестве альтерна-
тивы ее вступления в ЕС; непредсказуе-
мый лидер Ливии Муаммар Каддафи тоже
выступил против. В итоге проект СДС из
французского постепенно превратился в
общеевропейскую программу по разви-
тию отношений со Средиземноморским
регионом, став, по сути, частью давно
существовавшего «Барселонского про-