Ноябрь, 2014
Крым-1954: как это было
173
2. Внести соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Консти-
туции СССР.
В поддержку решения, за которое Н.С.Хрущев и его окружение
подвергались атакам критики со стороны представителей России,
можно привести только одно обстоятельство: только в страшном
сне эти люди могли представить распад руководимого ими могуще-
ственного Советского Союза и обретение внутренними территори-
альными границами статуса межгосударственных.
В заключение, очевидно, следует отметить, что Россия, апелли-
руя к историческим, этническим и иным корням крымского вопро-
са, склонна считать акт 1954 года как поспешный, принятый в уго-
ду узким политическим соображениям и не соответствующий даже
советским процедурам, не говоря уже о международно-правовых ак-
тах. Украина, со своей стороны, считает передачу ей Крыма раз и на-
всегда свершившимся фактом, не подлежащим пересмотру. Мировое
сообщество в этой связи даже с нормативно-правовой точки зрения
находится в непростой ситуации между неделимостью границ госу-
дарств и свободой выбора народа своей собственной судьбы.
В мире существует много разделенных народов. Например, про-
винция Хузестан в Иране, населенная этническими арабами, или
Иранский Азербайджан, население которого даже больше, нежели
население Азербайджанской Республики. Есть провинция Воеводи-
на в Сербии, населенная венграми, франкофонная провинция Кве-
бек в Канаде. И эти народы, говорящие на отличном от большинст-
ва населения языке, верой и правдой служили своему государству.
Арабские граждане Ирана в 1980-х годах воевали на фронте против
иракских арабов. И ни одно из вышеупомянутых государств даже
не пыталось объявить право этих народов говорить и использовать
свой родной язык незаконным. Украинское руководство решило
сделать такое исключение для русскоговорящего населения. Резуль-
тат - налицо.
1
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F1%E5%EB%E5%ED%E8%E5_%CA%F0%FB%EC
%E0
2
Исследователь советской номенклатурной системы М.Восленский характеризует ее сле-
дующим образом: «Центрами принятия решений класса номенклатуры являются не Со-
веты, столь щедро перечисленные в Конституции СССР, а органы, которые в ней не на-