Стр. 124 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2014
Исламистское обличье африканских военных конфликтов
123
В январе 2013 года на слушаниях, проведенных в американском Кон-
грессе, тогдашний государственный секретарь США Хиллари Клин-
тон сравнила угрозы безопасности Мали в связи с деятельностью там
АКИМ с ситуацией, возникшей в Афганистане в эпоху господства там
«Талибана»
8
. И именно осознание угрозы, исходящей от АКИМ, побу-
дило ООН, Евросоюз, ряд стран (США, Великобританию, Францию,
Испанию) внести АКИМ в списки террористических организаций.
Примечательно, что некоторые исламистские группировки в Аф-
рике - из-за опасений быть обвиненными в терроризме, подвергнуться
международным санкциям, по каким-то другим соображениям - поста-
рались отмежеваться от АКИМ, заявив, как это сделали алжирские ис-
ламисты, о своем неприятии «насилия в отношении гражданских лиц»
9
.
В Мали в разгар конфликта между правительством и восставши-
ми туарегами исламистское «Движение за единство и джихад в За-
падной Африке» (ДЕДЗА), попытавшееся первоначально вместе с
АКИМ и группировкой «Защитники ислама» (она укомплектована
преимущественно туарегами-салафитами) использовать в своих це-
лях восстание туарегов, заявило о том, что порывает связи с АКИМ.
Это не означало, однако, что ДЕДЗА и другие исламистские органи-
зации в Мали отказались от своих экстремистских установок. Как
заявил лидер «Защитников ислама», «мы не этническая, племенная
или расовая группа, мы - исламский джамаат; мы принадлежим к
нашей великой мусульманской умме и объявляем войну неверую-
щим и многобожникам»
10
. Неудивительно, что эти организации и их
руководители были внесены ООН в начале 2013 года в «перечень
организаций и лиц, тесно связанных с «Аль-Каидой»
11
.
«Аль-Каида» координирует деятельность экстремистских групп и в
Сомали, где свою нишу в политическом спектре страны пытается за-
нять образовавшаяся в 2006 году на обломках Союза исламских судов,
уничтоженного переходным правительством Сомали при помощи эфи-
опских регулярных войск, организация «Аль-Шабаб», что переводится
как «молодые», или «ребята». Название отражает и внутреннее напол-
нение этой организации. Поскольку Сомали является страной с одним
из самых худших уровней жизни в мире, государственная власть там
отсутствует, а территория разделена между бандитскими группировка-
ми и местными кланами, «силы джихада» постоянно подпитываются
молодыми людьми. Они присоединяются к «Аль-Шабаб» в поисках
лучшей жизни, как правило, сразу по достижении возраста, когда их
физические показатели позволяют твердо держать автомат.