Стр. 100 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2014
Индия: итоги выборов и новая расстановка политических сил
99
бенностью выборов. Длинные очереди на 930 тыс. избирательных
участках характерны прежде всего для городских ареалов в ходе
35-дневной кампании, с 7 апреля по 12 мая 2014 года. Такая про-
должительность связана с тем, что правительству не хватало поли-
цейских и оно было вынуждено перебрасывать их для соблюдения
порядка на избирательных участках, организованных в 28 штатах и
пяти союзных территориях страны (29-й штат, Теленган, с населе-
нием 30 млн. человек был выделен из штата Мадхья-Прадеш после
завершения избирательной кампании).
В голосовании приняли участие 66,4% зарегистрированных из-
бирателей, 551 млн. человек по сравнению с 417 миллионами в
2009 году. За места в парламенте боролись 464 партии, свыше
8 тыс. претендентов, в том числе 638 женщин. Впервые на этих вы-
борах в бюллетенях появилась графа «против всех». Борьба за ме-
ста в парламенте стоила кандидатам в среднем сотни тысяч дол-
ларов (например, в штате Хайдарабад, по оценкам, их расходы
достигали 700-800 тыс. долл., по курсу в рупиях 40-50 млн.). Индии
вся избирательная кампания обошлась в 5 млрд. долларов
3
.
Участвовавшие в избирательной кампании партии в силу объ-
ективных условий в стране на первый план выдвигали внутренние
социально-экономические проблемы, уделяя внешнеполитическим
аспектам значительно меньше внимания. Основные их позиции во
многом были близки, концентрируясь на необходимости повышения
темпов роста, создании новых рабочих мест, преодолении нищеты.
Неспособность ИНК как правящей партии создать предпосылки для
реализации таких задач сильно ударила по его имиджу.
Бхаратия джаната парти (БДП) - вторая общенациональная пар-
тия, традиционно главный соперник ИНК на выборах в парламент
страны. В ходе избирательной гонки БДП и ИНК почти в одинако-
вых выражениях подчеркивали особую роль среднего класса, на-
зывая его новым (new middle, neo-middle class), правда без расшиф-
ровки, в чем состоит новизна и каковы его количественные оценки
4
.
Речь шла прежде всего о горожанах со средними доходами, так назы-
ваемых городских потребителях, хотя такой подход сужает влияние
этой прослойки, в которой значительная роль принадлежит предста-
вителям малого бизнеса. Поскольку этот слой численно рос в годы
экономического подъема и проявлял относительно высокую полити-
ческую активность, его позиция на выборах была важна для победы.
Н.Моди, главного кандидата БДП, даже называли кумиром среднего