Октябрь, 2017
Минский процесс по украинскому урегулированию: хоровод интересов
49
нии Минских соглашений. В мае 2017 года А.Меркель более четко
очертила позицию немецкой стороны: «Тот шаг, которого нам нуж-
но добиться, - это достичь ситуации, которая позволит нам обеспе-
чить легитимное руководство на территориях Луганска и Донецка.
Для этого нужна «Дорожная карта», для этого нужны определенные
усилия. Программа уже на столе, и по этой программе мы должны
дальше работать».
Следует также обратить внимание на то, что ОРДО и ОРЛО в ра-
боте над «Дорожной картой» напрямую не задействованы, единст-
венным выразителем их интересов по-прежнему остается россий-
ская сторона.
Последовательность шагов на политическом треке и в области
безопасности
Данный пункт представляет особый интерес. На протяжении
значительного времени считалось, что стороны - участницы процес-
са по умолчанию согласны с тем, что основой и залогом выполне-
ния «Дорожной карты» является именно одновременность и парал-
лельность шагов на политическом треке и в области безопасности,
что полностью соответствует позиции Российской Федерации. При
этом основная ответственность за принятие мер в области безопас-
ности возлагалась на ОРДО и ОРЛО, в то время как продвижение
на политическом треке считалось прерогативой Украины. Соответ-
ственно, обе стороны конфликта должны были одновременно и па-
раллельно идти на уступки друг другу.
Выступление А.Меркель показало, что позиция официальной Гер-
мании по данному вопросу отнюдь не столь однозначна: «К сожа-
лению, большого прогресса еще нет, снова и снова нам приходится
напоминать о нулевой точке Минских договоренностей, о том, что
нам нужно перемирие, и затем уже последуют политические шаги».
В данном случае канцлер ФРГ исходит из текста Рамочного решения
ТКГ о разведении сил и средств
11
, подразумевая необходимость того,
что, в соответствии с данным документом, прежде чем стороны нач-
нут разведение, режим прекращения огня должен продержаться семь
дней при том, что отсутствие нарушений режима прекращения огня
подтвердит Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ. Таким обра-
зом, при определенном толковании два упомянутых документа всту-
пают в противоречие друг с другом и дают сторонам - участницам
процесса практически неограниченное пространство для маневров.