Стр. 39 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2017
Несостоявшаяся «Третья республика» в Италии
37
Италии одобрил план правительства по докапитализации банков, ис-
пытывающих трудности
24
.
Новый кабинет был сформирован по итогам консультаций Прези-
дента Республики с ключевыми политическими партиями. Именно
Серджо Маттарелла фактически определил на данном этапе судьбу
страны, исключив проведение внеочередных парламентских выборов.
В связи с этим отметим, что роль президента в последние годы не-
уклонно растет. Если еще совсем недавно глава государства не играл
большой роли в политическом процессе Итальянской Республики, то с
течением времени фигура президента становится все более заметной.
Высокий личный авторитет Джорджо Наполитано (Президента Италии
с 2006 по 2015 г.) оказывал существенное влияние на политический
климат страны в условиях очередного всплеска политической неста-
бильности, и его преемник также начинает играть все более заметную
роль. Важно, однако, подчеркнуть, что положительная точка зрения
Наполитано, высоко ценимая в Италии, на реформы Маттео Ренци не
оказала значительного влияния на итоги голосования на референдуме.
Таким образом, все более очевидным становится отторжение электора-
том традиционной политической элиты.
Сегодняшняя позиция Серджо Маттареллы в контексте угрозы
очередного парламентского кризиса представляется наиболее при-
емлемой: проведение досрочных выборов в Парламент в условиях
сохраняющегося роста поддержки евроскептического «Движения
пяти звезд» могло завершиться очередным всплеском политической
нестабильности не только в самой Италии, но и Евросоюзе в целом.
Помимо крупных партий, в Парламенте Италии сегодня пред-
ставлены более десяти средних и мелких, а в стране еще действует
и ряд региональных политических объединений. Подобная дробная
политическая система и, более того, большое количество реальных
акторов определенно не способствуют систематизации и повыше-
нию эффективности процесса принятия решений, особенно на уров-
не высшего органа законодательной власти.
Курс на централизацию механизмов государственного управле-
ния представляется объективным в данных условиях, однако в ситу-
ации, когда в рамках политического процесса нет ярко выраженных
лидеров, способных взять на себя ответственность при проведении
реформ, коренные изменения Основного закона оказываются преж-
девременными. Парадоксальным образом выдвижение лидера, спо-
собного положительно влиять на ситуацию в стране, следует ожидать