Стр. 51 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2016
«Восточный вектор» начертил Примаков
45
в общем наведении порядка в отношениях России со странами АТР
и существенном повышении внимания к восточному направлению
российской дипломатии.
С тех пор минуло 20 лет, и стоит, может быть, напомнить, что
1996 год был непростым периодом в жизни России. Продолжался
конфликт в Чечне, страна вступила в предвыборную президентскую
компанию, экономика была не в лучшей форме. Много проблем на-
копилось в отношениях с Западом, который взял линию на расши-
рение НАТО, игнорируя интересы России. Но это не отменяло, а,
напротив, делало лишь более актуальной установку на строительст-
во многополярного мира, в котором азиатскому вектору отводилась
важная роль.
Руководство МИД активно взялось за дело. В первый год нахо-
ждения в кресле министра Е.М.Примаков неоднократно выезжал с
визитами в страны АТР и принял в Москве десятки делегаций из
азиатских стран. В апреле он сопровождал Президента Б.Н.Ельцина
во время его визита в КНР, в июле посетил Индонезию, где участво-
вал во встрече министров иностранных дел АСЕАН и сессии АРФ,
в ноябре посетил Китай, Японию и Монголию. Сколько делега-
ций из азиатских стран побывало в этот период в Москве, сколько
встреч и переговоров состоялось у министра, его заместителей по
АТР (сначала это был А.Н.Панов, затем Г.Б.Карасин), директоров
«азиатских» департаментов - трудно сосчитать.
В результате «на восточном фронте» России в довольно корот-
кие сроки удалось добиться ощутимых успехов. Как пишет один из
наших авторитетных дипломатов-востоковедов А.Н.Панов, на по-
сту заместителя министра иностранных дел России отвечавший в
то время за отношения с азиатскими странами, «к 1997 году были
сформулированы и начали претворяться в жизнь основные принци-
пы политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главная
цель этой политики - создание на востоке страны «пояса» добросо-
седства, доверия, безопасности в интересах обеспечения благопри-
ятных условий для экономического и социального развития России,
успешного осуществления политики реформ. Ставилась задача раз-
вивать двусторонние отношения со странами региона в максималь-
но возможной степени, идти в этом так далеко, насколько это будет
приемлемо для российских партнеров. Важнейшее значение прида-
валось подключению России к деятельности всех региональных ор-
ганизаций и форумов»
4
.