«Международная жизнь»
Николай Платошкин
18
офицеров), но партия всегда активно работала среди рабочих и
крестьян. Баасисты выступали за социализм с арабской специфи-
кой и, естественно, считали Москву своим главным идеологиче-
ским союзником.
8 марта 1963 года ПАСВ пришла в Сирии к власти на первый
взгляд путем военного переворота. На самом деле это было народ-
ное антиолигархическое восстание против оставленных француза-
ми у власти торговых и помещичьих элит, прикрывавших свое го-
сподство суннитским исламом.
Так как успешный переворот ПАСВ практически одновременно
произошел и в Ираке, Саудовская Аравия и реакционные монархии
Персидского залива почуяли смертельную угрозу. В арабском мире
возникал новый центр идеологической и военной силы, основан-
ный не на средневековом ваххабизме (в Саудовской Аравии в 1963 г.
еще существовало рабство), а на всеобщей грамотности, бесплат-
ном здравоохранении, развитии промышленности и раскрепощении
женщин. К тому же если саудовская Мекка была религиозным цен-
тром исламского мира, то его политическими центрами были, бес-
спорно, Дамаск и Багдад - столицы славного арабского средневеко-
вого халифата. Теперь эти центры находились в руках «неверных»
социалистов и на них (а не на Эр-Рияд) с надеждой смотрели устав-
шие от нищеты миллионы арабов.
Именно поэтому против ПАСВ саудовцы сразу же мобилизова-
ли «Братьев-мусульман», которые тоже позиционировали себя как
антиолигархическая сила, хотя в действительности на саудовские
деньги обслуживали именно интересы купцов-торгашей и круп-
ных латифундистов, потерявших политическую власть в Сирии.
В альянс с коррумпированными олигархами-мракобесами из Эр-
Рияда немедленно вступили просвещенные американцы, которым,
естественно, не понравилась внешнеполитическая ориентация ба-
асистских режимов Сирии и Ирака на Москву.
Собственно, с тех пор действующие лица на этой политической
сцене не изменились.
Уже в 1964 году «Братья-мусульмане» попытались поднять мятеж
в Сирии, после чего их организация была запрещена. В 1965 году ис-
ламисты устроили массовые антиправительственные демонстрации в
Хаме, подавленные армией. Заметим, что Хама и в 2011 году ста-
ла центром исламистского мятежа, так как там были традиционно
сильны крупные помещики (правильнее сказать, феодалы), кото-