Стр. 179 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2016
Пятая республика и политика разрядки
173
ного воздействия на развитие торговли и
экономических контактов (с. 76). В книге
подчеркивается высокая оценка, которую
придавал Помпиду значимости экономики
в развитии международных отношений, а
механизм экономического сотрудничества
Москвы и Парижа в период 1965-1975 го-
дов назван «эффективным и уникальным»
для холодной войны (с. 88).
Еще одной центральной темой монографии
выступает политика Франции в области кон-
тактов с Китайской Народной Республикой:
автор дает подробную характеристику со-
трудничества двух стран, мотивов «потепле-
ния» и этапов развития. Среди причин уста-
новления дипломатических связей между
странами в 1964 году выделяются геополи-
тические и экономические (с. 89).
В книге отмечается, что, «устанавливая ди-
пломатические отношения с Пекином, де
Голль надеялся в политическом плане на
укрепление позиций Франции и дальнейшее
развитие разрядки» (с. 96), но долгосрочный
эффект от этого шага оказался спорным. Важ-
ным рубежом в развитии франко-китайских
контактов стала поддержка КНР студенческих
волнений в Париже в 1968 году, а в целом по
итогам президентства де Голля стало очевид-
ным, что возложенные на установление ди-
пломатических связей надежды не оправда-
лись (с. 98), однако и при Помпиду китайское
направление внешней политики Франции
оставалось важным измерением. При этом
экономическое сотрудничество существенно
отставало от политического (с. 102).
Вторая глава монографии посвящена мно-
гостороннему аспекту процесса разрядки с
позиций Французской Республики. Наряду
с основными положениями «французского
измерения», автором подробно освещают-
ся политические, экономические, гумани-
тарные стороны международных отношений
этапа разрядки.
Одной из центральных тем выступает про-
цесс выработки соглашения по Западному
Берлину - ключевому моменту европейской
политики данного периода. Ученый приво-
дит характеристику позиции Франции по
«берлинскому вопросу» и оценку контактов
страны с ФРГ, подчеркивая, что для Помпи-
ду важнейшим вопросом внешней полити-
ки стало сдерживание западногерманского
экономического роста в условиях неодно-
значного отношения к «новой восточной по-
литике» Брандта - Шееля. Экономический
аспект называется превалирующим в со-
трудничестве двух стран (с. 114-115).
Широкое внимание автор уделяет четы-
рехсторонним переговорам по «берлин-
скому вопросу», отмечая особую, во мно-
гом не совпадающую с американской и
британской, позицию Франции в данном
процессе - которая, по причине заинтере-
сованности Парижа в сдерживании роста
политической и экономической активности
ФРГ - базировалась на принципе сохране-
ния статус-кво. Значительным итогом для
Парижа, как подчеркивается в книге, стало
полное удовлетворение, что форма согла-
шения соответствует изначальным требо-
ваниям французской стороны (с. 129).
Центральным событием для всего процес-
са разрядки стало подписание Заключи-
тельного акта СБСЕ, в выработке и обсу-
ждении которого Французская Республика
играла одну из основных ролей. Изучение
данного аспекта, как указывается в моно-
графии Е.А.Осипова (с. 131), имеет огром-
ное значение для понимания самой сущ-
ности Хельсинкского процесса.
Ученый подробно рассматривает этапы
эволюции точки зрения Франции в ходе
подготовки и проведения СБСЕ, выделяя
среди причин активной позиции страны
опасения по поводу интенсификации внеш-
ней политики ФРГ в тот период (с. 133).