«Международная жизнь»
Юрий Булатов
146
в еврейском вопросе, да и то с оговорками, хотя некоторые авторы
пытаются представить меры, предпринятые новым императором в
1881-1894 годах как бесконечную череду гонений и преследований
евреев. Но в действительности речь шла только об ограничении и
стеснении евреев, то есть о проведении политики сдерживания ак-
тивности российского еврейства.
Вполне понятно, что после гибели отца Александр III в своем
стремлении подавить революционное движение уделил первосте-
пенное внимание положению дел в средних и высших учебных за-
ведениях, ставших в годы Великих реформ центрами инакомыслия
и вольнодумства. В ходе студенческих волнений в 60-70-х годах
XIX века стала явно прослеживаться прямая взаимосвязь между
увеличением числа евреев среди учащейся молодежи и повышени-
ем революционной активности молодого поколения. В 1887 году
при поступлении в средние и высшие казенные учебные заведения
была введена норма приема для евреев: в черте оседлости - 10%,
вне черты - 5%, а в двух столицах - 3%.
Следует отметить, что, несмотря на критику данного постановления
в ряде публикаций как в прошлом, так и в настоящем, в процентной
норме, установленной для евреев, не было нарушения принципа рав-
ноправия. Учебные заведения содержались на средства казны и были
призваны обеспечивать прием учащихся с учетом многонационально-
го состава населения Российской империи. Процентная норма евреев,
получавших среднее и высшее образование в России за казенный счет,
в 1887 году составила 14,5%, а спустя 30 лет, в 1917 году, произошло
лишь незначительное снижение этого показателя до 12,1%, и это при
том, что численность еврейского населения все эти годы составляла
около 5% от общего числа жителей Российской империи
26
. О какой ди-
скриминации евреев в данном случае вообще могла идти речь?
В период правления Александра III были приняты новые поста-
новления о земском и городском самоуправлении, которые стесняли
и ограничивали права евреев: новое Земское положение (1890 г.) не
допускало евреев к участию в земских избирательных собраниях и
съездах; Городовое положение (1892 г.) лишало евреев прав избирать
и быть избранными в качестве гласных в городские думы и управы.
Несмотря на эти запреты, российское еврейство, как отмечал
А.И.Солженицын, с 70-х годов XIX века до начала XX века крепло,
множилось и расцветало
27
. К началу XX века в двух столицах Рос-
сии, во всех крупных промышленных городах и губернских цент-