Стр. 150 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
144
роны еврейского капитала. Среди российской знати появились дина-
стии первых еврейских миллионеров: Поляковы, Златопольские, Вы-
соцкие - в Москве; Рубинштейны и Гинзбурги - в Санкт-Петербурге;
Бродские, Марголины и Добрые - в Киеве и т. д., доля евреев в торго-
вом классе России в конце XIX века вообще составила 35%.
В этой связи Александр II принял решение внести коррективы
в свой «еврейский проект» слияния пришлого народа с коренными
жителями страны. Как говорится, прежде чем объединяться, надо
было решительно размежеваться. Александр II решил отделить лю-
дей влиятельных по богатству и образованию от общей массы еврей-
ского населения, перетянуть их на сторону самодержавной власти и
тем самым расколоть евреев как нацию внутри нации. С этой целью
на протяжении всего периода своего царствования Александр II при-
нимал указы, облегчавшие состоятельным евреям преодоление чер-
ты оседлости. Право повсеместного проживания по всей территории
Российской империи получили еврейские купцы первой гильдии
(1859 г.), евреи с ученой степенью (1861 г.), дантисты, провизоры,
фельдшеры, механики (1865 г.), выпускники высших учебных заве-
дений (1879 г.) и т. д. Однако общая численность евреев, проживав-
ших в двух столицах и крупных городах России вне черты оседлости
на рубеже XIX-XX веков, увеличилась незначительно и составила
315 тыс. человек
25
. Многомиллионная масса евреев за «загородкой»
была ограничена в выборе места жительства.
Великие реформы Александра II, и прежде всего Земская (1864 г.),
Судебная (1864 г.) и Военная (1874 г.), обеспечили рост социальной ак-
тивности иудеев на внутриполитической арене страны. Всесословный
характер Земской реформы обеспечил евреям право участвовать в зем-
ских выборах, равно как и право занимать выборные должности в зем-
стве в качестве гласных и членов земских управ. Согласно положению
Судебной реформы, создавалась независимая адвокатура как самостоя-
тельное сословие с особым корпоративным устройством. Евреи имели
право вступать в это сословие без каких-либо ограничений.
Интересно отметить, что именно Военная реформа, а не Универ-
ситетская (1863 г.) и Школьная (1864 г.), обеспечила приток еврей-
ской молодежи в высшую и среднюю школу - согласно воинскому
уставу 1874 года, «лицам с образованием представлялись льготы по
службе». Правда, с введением обязательной воинской повинности
некоторые потенциальные новобранцы предпочитали покинуть пре-
делы Российской империи. Еврейскому призывнику разрешалось